Бжеников М.М. “Абуково-Залукокоаже: история и судьбы”

«Название Залукокоаже происходит от адыгских слов «дзэл» – ива, «къуэ» – долина и «къуажэ» – селение, что в совокупности означает «селение ивовой долины». Старое название Залукокоаже – аул Абуково. Большинство его жителей переселились сюда в 1904 году из-под Кисловодска, где сейчас находится село Первомайское Карачаево-Черкесской Республики.

На новом месте Залукокоаже раскинулось в долине с буйным разнотравьем, холмами, окаймляющими широкие плодородные земли. И каждый раз по приезду в село, где сделал первый шаг по земле, стоя на взгорье, вглядываюсь в красивую панораму посёлка и в даль полей, раскинувшихся вокруг него. И я ощущаю чувства, которые не передать никакими словами: кажется, родная земля, приглашая домой, раскрывает свои объятия, согревает материнским теплом, отцовской лаской» – это отрывок из авторского предисловия к новой книге Мухаба Бженикова «Абуково-Залукокоаже: история и судьбы», посвящённой родному селению, односельчанам, значимым событиям в их жизни, а также судьбоносным моментам, круто менявшим его историю.

В рецензии на книгу глава администрации г.п. Залукокоаже П. Бжахов отмечает, что прошлое посёлка отражено от его истоков и в хронологическом порядке: от времени обитания абуковцев на Чегеме, потом на Баксане и до момента, когда притесняемые князьями Атажукиными уздени вынуждены были вместе со своими крестьянами переселиться на Куму близ Кисловодска.

«Всё повествование, – отмечает Бжахов, – проникнуто глубокой любовью как к людям родного села, так и к истории самого поселения, которая ощущается в той скрупулёзности, с которой автор отнёсся к архивным материалам. Каждая весточка прошла через его душу, получив и надлежащую оценку».

И с этим мнением сразу же согласится каждый читатель, ведь М. Бжеников как истинный патриот своей малой родины воссоздал её историю не только сухим языком архивных данных (коих, кстати, достаточно, чтобы отнестись к изданию как научному труду). Он также приводит подробные эмоциональные рассказы старожилов, воспоминания участников исторических событий, с гордостью отмечает тот факт, что у Залукокоаже была необычная тихая и мало кому известная за его границами история. «В истории Кабарды, – пишет он, – аул Абуково – единственный населённый пункт, в отношении которого российский император дважды подписывал указ: в 1845-м – о переселении на Куму и второй раз в 1904 году о возвращении в Кабарду к своим корням. Причиной был конфликт между знатными семьями, заставивший одну из них искать лучшую долю за пределами Кабарды, а затем, после земельной реформы прилагать громадные усилия для возвращения на родину».

Рассказывая о перипетиях этого дела, автор пишет: «Решением общественного совета с. Абуково была организована группа из представителей родовых фамилий, которая занималась вопросами переселения: подачей прошений, рапортов на получение земли, привлечением юристов для грамотного составления документов, встречами с чиновниками Георгиевского и Пятигорского округов, управлений межевой частью. На эти цели подворно, с согласия жителей, была собрана определённая сумма. Чтобы ускорить день принятия решения по их проблеме по совету старейшин абуковцы проявили инициативу, приятно удивившую начальника Терской области: на собранные деньги купили лесной массив с крепкими и высокими высокогорными соснами, выделили умельцев по деревообработке, а затем предоставили уже готовый строительный материал строителям железной дороги, которую прокладывали к Кисловодску».

Бжеников пишет, что об этом факте хорошо известно представителям старшего поколения. Он вспоминает: «Старейший житель Залукокоаже Ахъед Теуважев, которому в 2014 году (к 110-летию посёлка) исполнилось 95 лет, запомнил слова, в детстве слышанные от деда: «Мы не сидели, сложа руки, ожидая когда царь преподнесёт участок плодородной земли на Золке, а старались делать что-то полезное». Дед Ахъеда Теуважева имел в виду десятки арб, загруженных первоклассным лесом, доставленных строителям железной дороги.

Автор подробно рассказывает, как решался этот вопрос, приводя переписку чиновников, фотографии докладных и иных документов, подчёркивая, что «всё это позволило «распечатать» считавшиеся неприкосновенными Зольские пастбища».

«Вот из-под пера вышли только первые строки, а перед глазами лица односельчан, которых помню с детства, от кого слышал доброе слово и которых люблю просто потому, что мы вышли из одного гнезда, нас вскормила одна благословенная земля, переданная в дар дедами и прадедами…» В этом ключе – теплоты и трепетного участия к судьбам односельчан написана каждая строчка произведения Бженикова, где речь идёт о людях. «Залукокоаже в лицах его сыновей и дочерей, овеянных боевой и трудовой славой», «Своя строка в историю», «Правофланговые боевой шеренги», «Репрессии», «Мирное время: восстановление и развитие» – во всех этих главах помимо исторических сведений (которые чем более отстают от дня сегодняшнего, тем интереснее) собраны и представлены десятки фотографий, в которых отражён дух времени.

Особое место в книге М. Бженикова занимает глава «Родовые фамилии: связь времён и поколений». Он пишет: «В жизни народов ничто так глубоко не соотнесено и не обусловлено, как прошлое и настоящее этнических групп, коими являются родовые фамилии».

Громадную документальную ценность представляют посемейные списки селения Абуково 4-го участка Нальчикского округа Терской области за 1886 год. Эти документы никогда не утратят своей ценности, так как это уникальный материал для демографического, этносоциологического и социально-экономического изучения жизни и быта народов Северного Кавказа, в том числе кабардинцев. Книга богато иллюстрирована; в ней приводятся списки жителей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, дано множество зарисовок, очерков и статей о залукокоажцах, чьими именами и деяниями гордится посёлок.

Зинаида МАЛЬБАХОВА

Кабардино-Балкарская Правда

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий