Политическая ситуация в Кабардино-Балкарской области в 30-х гг. характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, вовлечением в процессы строительства новой жизни десятки тысяч людей и их стремлением к грамотности, к образованию, к культуре. Ленинское положение о том, что государство сильно сознательностью масс, когда массы все знают, обо всем могут судить и на все идут сознательно, — претворялось в жизнь. Во-вторых, весьма напряженной обстановкой, связанной с активизацией антисоветских элементов, вызванной во многом насильственной коллективизацией сельского хозяйства. И, в-третьих, преобразованиями общественной жизни, провозглашенными новой Конституции СССР 1936 г., которые должны были проявиться реально, а на самом деле в стране воцарилась атмосфера недоверия и подозрительности, репрессий, подавления основ демократии.
В историю страны как парадоксальное явление вошел тот факт, что именно после принятия новой Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов 5 декабря 1936 г., которая провозгласила политические права и свободы, начались массовые репрессии. Репрессиям подверглись все слои общества: коммунисты и комсомольцы, крестьяне и рабочие, военные и служители церкви, хозяйственники и служащие, деятели науки и культуры. По стране это были миллионы, а по республике — тысячи безвинных граждан. На них вешались ярлыки врагов народа, буржуазных националистов, троцкистов, кулаков и т.д. Решения и указания, идущие сверху, нельзя было подвергать какому-либо сомнению. Неосторожное слово в адрес существующего режима или руководителя партии могло стать поводом для преследования и репрессивных мер.
Нарушения конституционных прав граждан становились своего рода нормой. В основном законе был зафиксирован принцип неприкосновенности личности. В статье 177 Конституции говорилось: «Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда…» Между тем суд над обвиняемыми вершили внесудебные органы так называемые «тройки» — как правило, на закрытых заседаниях и без участия защиты. Приговор обжалованию не подлежал. При его вынесении «тройка» полностью доверяла доносчику на человека, а не его словам, содержащим реальные факты.
Так был осужден и расстрелян один из лидеров крестьян Залукокоаже, активный поборник Советской власти и строительства новой жизни на селе Кучук Ботович Теуважев. Думаю, будет интересно проследить его судьбу словами младшего сына Кучука Назира Теуважева, который, желая как можно больше узнать об отце, изучил немало архивных документов.
Кучук Ботович Теуважев родился в 1876 г., был неграмотным. В 1917 г. Теуважева Кучука Ботовича избирают старшиной сел. Абуково, подтверждением того являются циркулярные письма генерала Серебрякова на имя старшин аулов и сел Кабарды, в которых он просил оказать посильную помощь лошадьми, людьми и всадниками. В архивах сохранился ответ старшины сел. Абуково. «Уважаемый господин генерал! Жители сел. Абуково и впредь готовы оказать посильную помощь освободительной конной Кабардинской Армии».
Теуважев К. был общепризнанным крестьянским вожаком, пользовался доверием жителей села и не раз защищал интересы бедноты. 5 января 1921 г. сходом от 3 января протокол №11 избирают И. Котова и К. Теуважева членами Баксанского окружного съезда Баксанского округа. 20 ноября 1923 г. односельчане избирают И. Котова и К. Теуважева делегатами на заседание Нальчикского окружного революционного комитета2. С 1918-го по 1919 г. Теуважев Кучук Ботович продолжал работу на новой должности «Красный комиссар» сел. Абуково.
После выборов депутатов в Залукокоажский с/Совет в 1922 г. Теуважев Кучук Ботович избирается председателем Залукокоажского с/Совета, где проработал до 1929 г. Второй раз его избирают в январе 1924 г.
Огромной заслугой Теуважева Кучука Ботовича как председателя с/Совета являются открытие в 1924 г. начальной школы в сел. Залукокоаже, где могли получать образование сельские дети, которая в 1930 г. преобразована в неполную среднюю школу, и национализация усадьбы около шести десятин земли с фруктовыми деревьями, а также мельницы для жителей села.
Третий раз Теуважев К. Б. избирается председателем с/Совета в 1926 г. На этой должности проработал до 1927 г. В конце 1927 г. переходит на работу председателем ТОЗа сел. Залукокоаже, а в конце 1928 г. его назначают Государственным инспектором по закупкам с/х продукции и шерсти (из протокола заседания Нагорного Райисполкома № 17 от декабря 1928 г.). С 1920-го по 1929 г. Кучук Теуважев постоянный депутат Залукокоажского с/Совета.
В период становления нового уклада жизни у лидеров с прогрессивными взглядами на будущее, к которым относился Кучук Ботович, имелись тайные враги, по доносу которых они подвергались репрессиям и преследованиям.
Так и произошло с Кучуком Теуважевым. В связи с арестом по доносу, Кучук Ботович Теуважев не вернулся домой с очередного совещания района, на которое он выехал 20 июля 1929 г.
27 января 1930 г. без суда и следствия Кучук Ботович был расстрелян. Справедливость в отношении Кучука Ботовича Теуважева была восстановлена 67 лет спустя, — был реабилитирован 31 января 1989 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за № 121. Вместе с отцом реабилитированы его сыновья: Умар Кучукович, Лют Кучукович, Назир Кучукович, который остался несовершеннолетним, по существу младенцем, без попечения отца. Кучук Ботович является одним из передовых личностей рода Теуважевых и села, который прожил яркую, но короткую жизнь.
Мурашки по спине бегают и волосы дыбом встают, когда знакомишься с архивными документами репрессированных людей, ни в чем неповинных, расстрелянных без суда и следствия или осужденных на длительный срок тюремного заключения. Как пишет директор Государственного архива Российской Федерации, доктор исторических наук С.В. Мироненко, «…дело не только в огромном объеме дел, которые необходимо изучить, не только в сложной и кропотливой исследовательской работе, но и в том, что читать эти дела немыслимо тяжело. В каждой архивной папке сталкиваются человеческая трагедия и человеческая подлость, живая боль и тупое бездушие репрессивного аппарата».
В 20—30-е гг. прошлого века донос стал символом человеческой подлости и скрытой профессией многих бессовестных людей, живущих в огромной стране, в каждом районе, селении, в частности и в Залукокоаже. В самом деле, члены гак называемой «тройки», решающие судьбы людей без суда и следствия, без адвокатов, не могли не знать большинство людей, попавших в жернова репрессий. Например, им, очевидно, был известен, кто такой тот же Кучук Теуважев, что он не какой-то агитатор и пропагандист против существующего в СССР строя, а активный сторонник всех начинаний новой власти в селе и районе. Подобная ситуация складывалась со многими осужденными. Но это не останавливало «тройку». Значит, они спешили, боялись опоздать с выполнением спущенного сверху плана. «Только в рамках «кулацкой» операции, начатой по приказу от 30 июля 1937 г. № 00447, в Кабардино-Балкарии было предписано расстрелять 1900 человек, — и уже 20 февраля 1938 г. нарком внутренних дел республики Н. В. Карнаух рапортовал о выполнении плана».
Трудно сказать точно, сколько именно жителей Кабардино-Балкарии были осуждены по политическим мотивам с 1920-го по 1941 г. с приклеенным на них ярлыком «агитация против существующего строя и за развал колхоза» и сколько среди них залукокоажцев. В упомянутой «Книге памяти» записан 31 репрессированный житель Залукокоаже. Для селения, которое со дня основания тщательно оберегало «свой честный и трудолюбивый образ жизни», это даже много. А были еще аресты, ссылки на Север и в Среднюю Азию, гонения на служителей духовенства, отправки их в лагеря. Бывало и так: некоторые семьи из Залукокоаже послали на войну 2—3 братьев, которые мужественно сражались на фронтах, они участвовали и в финской кампании, затем в Великой Отечественной, но если один из братьев попадал в плен, под пыткой вынудили работать на немцев — всю семью записывали в ЧСИР (члены семьи изменника родины) и подлежали высылке и жестоким гонениям.
Залукокоаже является одним из населенных пунктов, где репрессивный аппарат особо активно действовал в отношении простых тружеников земли, хлеборобов, людей, душой преданных Советской власти со дня ее установления. Таким был Маремшаов Тамиза Аюбович. Он родился в 1884 г. в сел. Абуково (с мая 1920 г. — Залукокоаже Нальчикского округа). Вступил в члены ВКП(б) в 1924 г., хлебороб-бедняк. Верно служил партии большевиков, был активным ее членом, выполнял все поручения партячейки. Его идейная убежденность, вера в Советскую власть кому-то из односельчан пришлись не по нраву. И на Тамизу Маремшаова как на председателя Залукокоажского сельского Совета написали донос, в котором содержалась дезинформация о его образе жизни, работе, деятельности сельсовета, на что органы среагировали моментально.
В момент ареста 20 августа 1930 г. Тамиза Аюбович Маремшаов занимал должность председателя Залукокоажского сельского Совета. Это было высокое доверие, оказанное ему членами Совета и жителями. Несмотря на все это, Т.А. Маремшаов был обвинен в участии в контрреволюционном вооруженном восстании в Баксанском и Нагорном округах. Постановлением «тройки» от 10 декабря 1930 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян. Реабилитирован 26 ноября 1990г. Прокуратурой КБАССР.
А в чем была вина Шалова Алихана Шухаибовича? Никакой агитации и пропаганды против существующего строя в СССР и никакой работы по развалу колхоза никогда не вел, и вообще никогда не читал и не хранил литературы по таким вопросам. Однако Алихана обвинили именно в этом. Малограмотный, хлебороб-середняк он вообще не ведал, за что его взяли под арест 14 августа 1931 г. Обвинен по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР. Постановлением «тройки» от 1 января 1933 г. осужден к выселению в Казахстан сроком на 15 лет. Реабилитирован 23 мая 1989 г. Прокуратурой КБАССР.
Люди, управляющие репрессивным аппаратом, не пытались разобраться, какой образ жизни ведет обвиняемый человек, что полезного делает для жителей; не принимались во внимание степень его искренности и поддержки Советской власти и активное участие в проводимых ею мероприятиях. Неважно было кто подвергается репрессиям, главное набрать необходимое число репрессированных, указанное в спущенном сверху плане.
Азамат Исуфович Барсуков. Малограмотный. Колхозник. К нему позже приклеили ярлык кулака, но никакой он не был кулак. Обычно этим прозвищем называли богатых, зажиточных, отказывающихся вступать в колхоз. А Барсуков А.И. с первого дня установления Советской власти в Залукокоаже поддерживал ее, не просто поддерживал, а принимал личное участие в деле организации школьного дела, был попечителем училища в Залукокоаже. Кроме этого, как показывают архивы, много полезного он сделал для ежегодного ремонта здания школы. К 1937 г. за ним числилось не мало добрых дел, выполненных для села. Однако это не остановило репрессию в отношении Барсукова А. И. Он был арестован 27 октября 1937 г. Обвинен в контрреволюционной агитации и распространении слухов, дезорганизующих работу колхоза и партийно-советские мероприятия. Постановлением «тройки» НКВД КБАССР от 2 декабря 1937 г. осужден к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет. Реабилитирован 23 мая 1989 г. Прокуратурой КБАССР.
С отменой НЭП и переходом к коллективизации сельского хозяйства и ее осуществлением усилились процессы политизации трудовой деятельности крестьян в деревне. Этот тезис во многом спорный, но на самом деле нельзя сказать, что он совсем не имеет место. Массовая агитация и пропаганда, которые умело вели большевики, действовали на сознание миллионов крестьян таким образом, что мерилом и ценностью их жизни становилось вступление в колхоз и отношение к нему. Единственной формой организации крестьянского труда объявлялась коллективная форма хозяйствования и вложение в «общий котел» накопленной за годы частной собственности. Причем на одну доску ставили и того, кто пожертвовал для колхоза табун лошадей, и безлошадного крестьянина. Это было первым фактором уравниловки, которая с годами обширно разрослась во всей экономической жизни СССР и стала одной из причин ее распада.
Ничего позитивного, кроме негатива и жестокого психологического надлома миллионов крестьян, умеющих быть хозяевами на земле, не принесла и не могла принести государственная политика с обобщающим названием «ликвидация кулачества, как класса». В «Книге памяти», воскрешающей трагические факты истории, нет ни одного имени человека, который своим трудом не утвердил себя. Будь он хлебороб, каменщик или работник сферы торговли.
Вакашев Нашхо Худович, представитель рода Вакашевых, живущих в Залукокоаже, родился в 1892 г. в гор. Пятигорске, происходил из помещиков, малограмотный. Работал экспедитором пункта «Крайплемзаготскот» гор. Пятигорска. Нашхо Худовича арестовали 5 августа 1937 г. Обвинен в подрывной работе, направленной на развал колхозов. Постановлением «тройки» НКВД КБАССР от 17 августа 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян 17 августа 1937 г. Реабилитирован 7 сентября 1989 г. Прокуратурой КБАССР. Здесь, нам кажется, уместно такое резюме. Вакашева Н. X., хотя арестовали за участие «в подрывной работе, направленной на развал колхозов», никакой такой работы он не вел. Наоборот, как экспедитор заготскота, он сам помогал колхозам утвердиться. Истинная причина его ареста и расстрела заключалась в его происхождении — помещик, живущий в гор. Пятигорске.
Согласно «Книге памяти» с 1920-го по 1941 г. репрессированы представители 12 родовых фамилий, живущих в Залукокоаже. Как мы сказали выше, жители аула Абуково со дня его основания в 1846 г. и переселения на Золку в 1904 г. всегда гордились своим «честным и трудолюбивым образом жизни». Теперь оказывалось, что 31 житель Залукокоаже выступили против политики государства и существующего в стране строя. Это было чудовищной ошибкой, вернее черным делом запущенного по всей стране репрессивного аппарата сталинского режима.
Безжалостная рука репрессии «достала» в Залукокоаже одних родовых фамилий больше, других меньше. Тщательный анализ архивных документов показывает, что сплошь и рядом нарушались Конституция и другие существующие юридические нормы по правам человека. Родовые фамилии Залукокоаже, в разной степени попавшие в жернова репрессии — это Кубаловы, Маремшаовы, Теуважевы, Кушховы, Бабугоевы, Барсуковы, Бжаховы, Бжениковы, Абуковы, Вакашевы, Шаловы, Кардановы.
Одним из родов, живущих в Залукокоаже, представители которых больше других в селе стали жертвами политического террора, являются Бжениковы: 12 человек. Их имена, инкриминируемые статьи УК включаем в книгу так, как сохранили архивные документы.
Бжеников Адам Шолохович, родился в 1876 г., аул Абуково, кабардинец, малограмотный, без определенных занятий. Арестован 9 сентября 1937 г. органами НКВД КБАССР. Приговорен: Постановлением тройки НКВД КБАССР 17 сентября 1937 г. Обвинение в антисоветской агитации против существующего государственного строя. Приговор: ВМН. Расстрелян 17 сентября 1937 г. Реабилитирован 25 сентября 1989 г. Прокуратурой КБР.
Источник: Книга памяти КБР
БжениковАзрет Атмырзович, родился в 1927 г., сел. Залукокоаже, кабардинец, проживал: сел. Залукокоаже. Приговор: выселен в Казахстан. Реабилитирован 1 мая 1994 г.
Источник: МВД КБР
Бжеников Атмырза Этокович, родился в 1887 г., аул Абуково, кабардинец. Проживал: сел. Залукокоаже. Приговор: выселен в Казахстан. Реабилитирован 1 мая 1994 г.
Источник: МВД КБР
Бжеников Зикрей Харисович, родился в 1867 г., аул Абуково, кабардинец, малограмотный, хлебороб. Арестован 12 августа 1932 г. Приговорен: Постановлением «тройки» при ПП ОГПУ СКК и ДССР 10 декабря 1930 г., обв.: пост. 59-10 м. 2 УК РСФСР. Приговор: к выселению в Казахстан сроком на 5 лет. Реабилитирован 23 мая 1989 г. Прокуратурой КБР.
Источник: Книга памяти КБР
Бжеников Нурдин Адамович, родился в 1918г., аул Абуково Нальчикского округа, кабардинец, малограмотный, беспартийный, без определенных занятий. Арестован 9 сентября 1937 г. НКВД КБАССР. Приговорен: Постановлением тройки НКВД КБАССР 17 сентября 1937 г., обв.: Обвинение в контрреволюционной пропаганде, направленной против существующего государственного строя. Приговор: к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет. Реабилитирован 10 октября 1989 г. Прокуратурой КБР.
Источник: Книга памяти КБР
БжениковХажмурза, родился в 1887 г., аул Абуково, кабардинец, проживал: сел. Залукокоаже. Приговор: выселен в Казахстан. Реабилитирован 23 августа 1993 г.
Источник: МВД КБР
Бжеников Хажмурза Умарович, родился в 1871 г., аул Абуково, кабардинец, неграмотный. Арестован 11 апреля 1931 г. Приговорен: Постановлением КБОО ОГПУ 21 июля 1931 г., обв.: пост. 58-10
ч. 2 УК РСФСР. Приговор: дело прекращено за не подтверждением подозрения, и он из под стражи освобожден. Реабилитирован 23 декабря 1994 г. Прокуратурой КБР
Источник: Книга памяти КБР
Бжеников Худ Исмаилович, родился в 1902 г., аул Абуково, кабардинец, малограмотный, хлебороб-середняк. Арестован 22 августа 1930 г. Приговорен: Постановлением тройки при ПП ОГПУ СКК и ДССР 10 декабря 1930 г., обв.: по ст. 59-3 УК РСФСР, оказание различного пособничества участникам вооруженного восстания на территории Баксанского и Нагорного округов. Приговор: к заключению в концлагерь сроком на 3 г. условно. Реабилитирован 26 ноября 1990 г. Прокуратурой КБР.
Источник: Книга памяти КБР
Бжеников Худ Митович, родился в 1898 г., аул Абуково, кабардинец, беспартийный, кладовщик колхоза «Красный» сел. Залукокоаже. Арестован 27 октября 1937 г. НКВД КБАССР. Приговорен: Постановлением 17 ноября 1937 г., обв.: пост. 58-10 УК РСФСР, обвинение в подозрении в антисоветской агитации. Приговор: дело прекращено за не подтверждением подозрения, и он из-под стражи освобожден. Реабилитирован 25 сентября 2004 г. Прокуратурой КБР.
Источник: Книга памяти КБР
Бженикова Нахшир, родилась в 1882 г., аул Абуково, кабардинка, проживала: сел. Залукокоаже. Приговор: выселена в Казахстан как ЧСИР (член семьи изменника родины). Реабилитирована 1 мая 1994 г.
Источник: МВД КБР
Бженикова Фатимат Абиевна, родилась в 1937 г., Залукокоаже, кабардинка, проживала: сел. Залукокоаже. Приговор: выселена в Казахстан как ЧСИР (член семьи изменника родины). Реабилитирована 19 января 1994 г.
Источник: МВД КБР
Бженикова Хани Атмырзовна, родилась в 1922 г., Залукокоаже, кабардинка, проживала: сел. Залукокоаже. Приговор: выселена в Казахстан. Реабилитирована 1 мая 1994 г.
Источник: МВД КБР
БжениковаХанифа, родилась в 1882 г., кабардинка, проживала: Залукокоаже. Приговор: выселена в Казахстан. Реабилитирована 23 августа 1993 г.
Источник: МВД КБР.
Многое вспоминается очевидцами тех страшных времен, многое видится по-иному с высоты сегодняшних дней. Подверглись репрессиям и люди, кто по причине неграмотности и неосведомленности о положении на фронтах Великой Отечественной войны, наслушавшись фашистской пропаганды, ушли вместе с отступавшими немцами. Большинство из них наши наступавшие войска догнали. Не разобравшись со степенью их вины, органы ОГПУ и НКВД выслали всех с семьями в Среднюю Азию, Казахстан или в сибирские лагеря. Хотя никакого вреда родине эти люди не принесли.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30—40-х и начала 50-х годов» почти все репрессированные реабилитированы в судебном порядке.
У жителей Залукокоаже издавна бытует поговорка: «Кто без штанов зайдет в наше село, тот их заимеет». Старшее поколение, оставившее нам эту поговорку, вкладывало в нее философский смысл, не имеющий «к штанам» никакого отношения. Он связан с понятием «зажиточность». Если «зашедший» в селение рядовой труженик, он должен работать на земле и организовать свое подворье так, как это умеют залукокоажцы; а если прислали руководителя колхоза или парторганизации (как это практиковалось в 30-40-е гг. XX в.), тот обязан в первую очередь думать об улучшении жизни сельчан. Вот тогда «зашедшие» в Залукокоаже «заимеют свои хорошие штаны».
В самом деле, как свидетельствуют архивные документы и сегодняшняя действительность, жители Залукокоаже имели и имеют право говорить о себе упомянутую поговорку. Где бы они не жили, на Чегеме или Баксане в XVI11 — начале XIX в. на Куме близ Кисловодска или на Мало-Эшкаконском неудобном участке — они всегда были отменными хозяевами на земле, умели сохранять и приумножать ее силу, плодородие и красоту. А участок на Зольских пастбищах, который они добились к 1904 г. залукокоажцы вскоре превратили в источник зажиточного существования.
После установления Советской власти в Кабарде (март 1918 г.) ее жители оказались разделенными на тех, кто прямо поддерживал новую власть и тех, кто социально ей чужд. Знать, князья, дворяне, высшее духовенство, офицеры, зажиточные крестьяне, впоследствии названные кулаками, стали объектом притеснений, выражавшихся, в частности, в конфискации имущества. После отступления в ноябре 1918 г. из Кабарды белых отрядов, борьба с противниками Советской власти стала приобретать форму мести и произвола. Началось повальное разграбление домов и хозяйств богатых, в котором приняли участие красноармейские отряды и бедные слои населения. Один из таких отрядов, по воспоминаниям старожилов, представившись «красными» милиционерами, забрал у залукокоажцев немало имущества, денег, золотых изделий и лошадей. Эти воспоминания имеют реальную основу. Совершенно очевидно, что речь идет о «Списке вещам, взятым военным комиссаром станицы Зольской — Петром Долбиным с сотней казаков во время обыска 20 ноября 1918 г. у жителей селения Абуково (сел. Залукокоаже)».
После занятия Кабарды белыми в январе 1919 г. пострадавшие при большевиках лица старались возвратить утраченное имущество. По распоряжению командующего белыми войсками была образована специальная комиссия по выяснению и удовлетворению убытков лиц, ограбленных и разоренных большевиками. Комиссию возглавил полковник Султанбек Клишбиев – в прошлом начальник Нальчикского округа. Разумеется, белые здесь преследовали свои интересы: большевики ограбили население, а мы возвращаем ему награбленное. На самом деле они выглядели в глазах большинства людей не лучшим образом. Но сам факт попытки наведения такого порядка в этом деле заслуживал положительной оценки.
Для определения стоимости конфискованного имущества потерпевшие должны были предъявлять «комиссии»… подробные списки конфискованной вещи точным ее описанием. Мы включили в нашу книгу эти списки. Думаю, они представят интерес для каждого жителя Залукокоаже, так как позволяют увидеть образ жизни, уровень благосостояния, зажиточности родного селения в самый канун установления Советской власти. Молодое поколение жителей села может прикоснуться к прошлому, узнав интересные детали быта своих предков [ЦГА КБР, ф. P-I52, on. 1, д. 16, л. 1-20. Список жителей сел. Абуково (сел.Залукокоаже) как и других селений Кабарды, чьи имущества были конфискованы в 1918-1919 гг. красными и белыми систематизировал и опубликовал отдельным изданием историк, этнограф, исследователь генеалогии народов Кабардино-Балкарии Хасан Хабасович Яхтанигов. (см.: «Материалы комиссии при правительстве Кабарды но выяснению и удовлетворению убытков лиц, ограбленных и разоренных большевиками 1919 г.». Нальчик: Принт Центр, 2013.]
Список жителей сел. Залукокоаже, у которых от имени Советской власти 20 ноября 1918 г. насильственно изъяли дорогие вещи, золотые и серебряные изделия, деньги, лошадей и т.д. свидетельствует о том, что Абуково в тот период вполне можно причислить к зажиточным селениям. Стоимость конфискованного имущества в совокупности составляла 2 млн 410 тыс. 300 руб. Это по тем времена была внушительная сумма. Так что, возвращаясь к поговорке «кто без штанов в Залукокоаже зайдет, тот имел с кого брать пример, чтоб „заиметь штаны“». Но если оставить поговорку в стороне и поразмыслить над фактами, получается чуть ли не парадокс. Во-первых, не успели белые отступить в ноябре 1918 г., по «горячим следам» 20 ноября того же 1918 г. в Залукокоаже нагрянул отряд красных? Кто их направил? Какое у них было задание? Не сами ли они являются инициаторами конфискации имущества у более 100 семей сел. Залукокоаже. Сравнение стоимости взятых вещей в хозяйствах, принадлежащих родовым фамилиям, показывает то, что у отряда, проводившего обыск в Залукокоаже 20 ноября 1918 г., не было подобного прямого задания от большевиков. Иначе как объяснить отсутствие у конфискующих «классовых различий», т. е. поставили в один ряд хозяев, причисленных в ходе гражданской войны и впоследствии «к эксплуататорам», зажиточных крестьян, середняков и бедняков: у пяти семей Абуковых, считавшимися дворянами, конфисковано имущества на 12460 руб., а у четырех крестьянских семей Бабугоева Шамгуна, Гоова Баты, Кушхова Шухаиба и Кушхова Сагида изъяли на 35090 руб.
В январе 1919г. белые временно заняли Кабарду. Как было сказано, они пытались вернуть населению конфискованное имущество. Это было показухой. Если даже командующий белыми войсками очень и хотел решить этот вопрос, он не успел бы: Красная Армия наступала. Составили список изъятого имущества и залукокоажцы, но никто ничего им не вернул. И этот случай в истории села, который в архивных документах почему-то осторожно называют «обыском», а на самом деле являлось повальным разграблением домов и хозяйств — стал для жителей Залукокоаже уроком на всю жизнь. Вот почему с установлением Советской власти на первом же заседании исполкома сельского Совета сел. Залукокоаже одним из первых рассмотрен вопрос о создании народной милиции и охране села.
Бжеников М.М. «Абуково-Залукокоаже: История и судьбы»