В истории нашего многонационального Отечества есть немало дат, которые наши народы помнят и чтят, гордятся ими, и как эстафету передают из поколения в поколение. Однако нет, пожалуй, другой такой даты, которая была бы нам так дорога и свята, как День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
На рассвете, в воскресенье, 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, нарушив договор о ненападении, начала войну против Советского Союза: немецкие самолеты бомбили советские города, артиллерия наносила удары по войскам, танковые армады перешли границу.
Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, враг продвигался на восток — над нашей страной нависла огромнейшая опасность. 29 июля Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) наметили программу борьбы с агрессором и призвали советский народ перестроить народное хозяйство на военный лад.
Гитлеровцы сразу поняли и убедились в том, что война против СССР это далеко не та, которую они вели в Европе, захватывая почти без крови одну страну задругой. По плану «Барбаросса» было с уверенностью намечено завершить войну с Советским Союзом победным финишем до наступления холодов. Однако как раз в начале декабря, первого месяца зимы гитлеровцы получили жестокий урок у стен Москвы, столицы государства, которого они решили уничтожить, враг был остановлен и отброшен назад на десятки километров. Впервые с начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 г. миф о непобедимости германских войск был развеян, что вселило надежду на то, что вооруженный по последнему слову военной техники враг может быть побежден. Тогда Гитлер и его окружение разработали новый план проведения военных операций на востоке — повернуть на юг, захватить Сталинград, перерезать Волгу — важную артерию снабжения Красной Армии. Летом и зимой 1942 г. территория Северного Кавказа стала ареной ожесточенных сражений Советской Армии против немецко-фашистских войск, рвавшихся не только к богатствам этого края, но и мечтавших об осуществлении авантюристического плана овладения странами Ближнего и Среднего Востока и выхода на Индию.
В ноябре 1941 г. бюро обкома ВКП(б) и Совнарком КБАССР приняли постановление о создании оборонительного рубежа в районе станицы Солдатской. На его сооружение из двух районов выехали 2300 человек. Среди них одними из лучших на сооружении военного укрепления были отряды залукокоажцев, возглавляемые Жанпаго Бабугоевой, Хабасом Амшуковым, Фатимат Лакушевой и Ханифой Кушховой.
Немецкое командование придавало операции «Эдельвейс», кроме всего прочего, и большое экономическое значение. Так, офицеры, генералы и штабы частей и соединений группы армий «А» были снабжены специальным и подробным «Справочником-путеводителем по Кавказу». В приложении к этому пособию были указаны районы и цели вторжения захватчиков: «Баку — нефтяные фонтаны, Грозный — лучший в мире бензин, Кабардино-Балкария — молибден, Северная Осетия – цинк, Зангезур — медь». Судьба фашистского плана «наступления через Кавказ» под общим названием «Эдельвейс» решалась и в сражениях на территории Кабардино-Балкарии. Гитлеровские захватчики границу Кабардино-Балкарской АССР и Ставропольского края у озера Тамбукан пересекли утром 9 августа 1942 г.
Отсюда — восемь километров пути до Залукокоаже. Немцы заняли его, не встретив сопротивление и не задерживаясь, продолжили наступление. Похоже было, что захватчики не придают какого-либо стратегического значения Залукокоаже, хотя на его территорию еще в июле были сброшены вражеские диверсанты для сбора разведданных.
Вместе со всей страной республика напрягала все усилия, чтобы остановить врага. Место ушедших на фронт механизаторов занимали женщины. В первые месяцы войны при МТС района 84 девушки приобрели специальность тракториста и комбайнера. В их рядах первыми шли залукокоажцы Нафиля Кубалова, Куля Теуважева и Хуарка Эльчапарова.
Упоенный первыми военными успехами, враг устремился на Нальчик. Однако в середине августа вражеское наступление застопорилось на берегу реки Баксан. Стабилизировавшаяся линия фронта по реке Малка, Баксан, Терек сохранилась до конца октября. Ценой больших потерь врагу удалось оккупировать Нальчик и большую часть Кабардино-Балкарии.
12 августа 1942 г. селение оккупировали гитлеровские захватчики. Как и в других населенных пунктах, оказавшихся на территории Кабардино-Балкарии временно захваченными врагом, в Залукококаже была свергнута Советская власть, сформировались органы оккупационной власти — комендатура и назначен староста. С первых дней они стали устанавливать свои порядки, принялись обирать население, ввели жесткую трудовую повинность, взялись за разграбление имущества колхоза и подворный сбор продуктов. Используя методы кнута и пряника, играя на национальных и религиозных чувствах, оккупанты пытались привлечь на свою сторону жителей Залукокоаже. Для этих целей организовывали специальные радиовещательные программы, восхваляющие германский порядок, передавали напечатанные в оккупационных газетах «Кавказский вестник» и «Пятигорское эхо» приказы, директивы, обращения германского командования, корреспонденции, в которых приводятся сводки с фронтов, легковесные и хвастливые заверения о непобедимости и скорой победе германской армии. Шла массированная обработка сознания людей на оккупированной территории.
Прокладывая себе путь на Северный Кавказ, фашисты везде и всюду трубили, что несут горским народам, в том числе кабардинцам и балкарцам, свободу и счастье. Чтобы обмануть легковерных, в первые дни оккупации Кабардино-Балкарии, в частности Залукокоаже, захватчики воздержались от арестов и заключения в тюрьму мирных жителей, открытых грабежей и насилия. Однако вскоре фашисты забыли о своих обещаниях нести местному населению «освободительную миссию». Немецкие генералы издавали фарисейские приказы о «гуманном отношении к горцам», а оккупационные органы производили массовые расстрелы, аресты, чинили насилия над мирными гражданами. Коренную жительницу Залукокоаже, учительницу, организатора дела образования в Нагорно-Зольском районе Цуцу Мусовну Котову арестовали и бросили в тюрьму г. Пятигорска. Вся ее вина заключалась в том, что она учила детей и делала все, чтобы вырастить их образованными и воспитанными. Ее сестра Цоца Котова до занятия села немцами ушла в партизаны и стала активным бойцом Нагорно-Зольского партизанского отряда.
Выполняя различные задания партизанского отряда по осуществлению связи с командованием Красной Армии Ц.М. Котова была среди кабардино-балкарских партизан, вошедших утром 4 января 1943 г. вместе с частями Красной Армии в Нальчик и освободившими столицу республики от немецких фашистов. Награждена орденом Отечественной войны I степени и многими медалями. Всю свою жизнь Цоца Мусовна хранила в душе и лелеяла высокие патриотические чувства к малой Родине — Залукокоаже, радовалась успехам односельчан, знала поименно выходцев из родного села, активно участвующих в общественной и культурной жизни КБР.
Оккупанты, занявшие село, вначале не ведали о том, что их пребывание здесь временное. Поэтому они, не торопясь, «щупали» слабые стороны людей, живущих в селе. Назначили старосту и его помощника. Им стали Абуков Хапача и Теуважев Наурби. Немцы были щепетильны во всех отношениях. Например, додумались до того, что старостами назначали представителей родов, чьими фамилиями назывались селения. В данном случае Абуков был подходящей кандидатурой. Тем более, как нам говорили старожилы, Абуков Хапача вернулся в село с немцами. Что касается его напарника, тот не имел никакой причины оказывать немцам такую услугу. Просто, как вспоминали старшие сельчане, он с детства любил быть лидером среди сверстников и командовать ими. А здесь представилась реальная возможность не только покомандовать сверстниками, но и возвысится перед целым селом. Сначала не был арестован никто из жителей села, все шло гладко, как будто немцы и впрямь оказались миротворцами. Но среди сельчан нашлись отдельные люди, державшие камень за пазухой и в удобный момент готовые бросить его в активистов, коммунистов и комсомольцев. Они на имя бургомистра строчили доносы, составляли списки, кто был кем при Советской власти. Это как раз и нужно было немцам.
В результате были арестованы и брошены в тюрьму, находящуюся в г. Пятигорске, коммунист Хакирова Бица, комсомолец Бабугоев Ауес, учительница Котова Цуца и некоторые другие жители Залукокоаже. Односельчане, их родственники, авторитетные старики стали хлопотать об их освобождении. Справедливости ради необходимо сказать о том, что староста Хапача Абуков помог им, обратившись к бургомистру с просьбой об освобождении арестованных односельчан, приведя убедительные доводы об их невиновности. Бабугоев Ауес и Цуца Котова были отпущены на свободу, Хакирову Бицу не отпустили. Немцы (в Залукокоаже больше всего неистовали румыны), очевидно, знали или им нашептали, какую роль сыграла коммунист, превосходный оратор Хакирова Бица в укреплении Советской власти и в строительстве колхоза в Залукокоаже. На оккупированных ими территориях в планы немцев не входило оставление жизни таким людям, как Бица. Она приняла свою смерть в Пятигорской тюрьме.
Муравьи перед смертью обретают крылья, утверждает поговорка. Примерно такую картину можно было наблюдать в действиях немцев, оставленных в Залукокоаже для налаживания «новой» жизни. Полицаев стало больше, они рьяно искали красноармейцев, сбежавших из немецкого плена и скрывающихся раненых советских солдат.
Староста по должности должен был доносить на неблагонадежных к новой власти, составлять списки коммунистов, активистов, тех, кто был заподозрен в связях с партизанами. Староста и комендатура сел. Залукокоаже осуществляли свою деятельность согласованно с батальоном специального назначения «Бергманн» (Горец), сформированным для борьбы с партизанами. Действия этого батальона отличались особой жестокостью. В ноябре 1942 г. по доносу предателя был схвачен и расстрелян член Нагорно-Зольского партизанского отряда Цора Кургокович Кудаев, который до войны вписал в историю Залукокоаже и Зольского района немало славных страниц.
Цора Кургокович работал председателем колхоза «Красный», организованного в сел. Залукокоаже. В 1932 г. закончил Ростовский финансово-экономический институт, был одним из первых, кто получил профессию финансиста в республике. Прекрасный организатор производства, человек высокой нравственности, рожденный для людей, призванный помогать им и заботиться о них, какую бы руководящую должность он не занимал, всегда настраивал окружающих на работу с отдачей, вселял в них оптимизм. Говорил, что сильный человек тот, кто в трудную минуту подставляет плечо нуждающимся в помощи. Цоре Кудаеву принадлежит инициатива создания в Залукокоаже и в Зольском районе первого ясли-сада: до его назначения председателем колхоза женщины-матери сел. Залукокоаже вынуждены были брать своих малолетних детей с собой на работу в поле. Плечом к плечу с Кудаевым трудились на полях, фермах и стройбригаде колхоза Магил Аброков, Локман Алабов, Хабас Бжеников, Азрет Теуважев, Али Барсуков… Когда глубокой темной ноябрьской ночью фашисты поставили Ц.К. Кудаева на краю могилы, которую заставили выкопать его самого, чем хотели его сломить и поставить на колени, но коммунист-патриот, стоя прямо, с ненавистью глядя врагу в глаза, как герой принял смерть.
Эту жестокую акцию немцы совершили под покровом ночи, а днем вели себя по-другому: передавали по радио музыку и песни, делали попытки развлечь людей. На это — работал другой отряд, не карательный, как «Бергманн», а ансамбль под названием «Нахтигаль» (Соловей), целью которого было развлечение населения на оккупированных территориях Северного Кавказа. По словам жителей Залукокоаже, помнящих время оккупации селения, предпринимались попытки организовать концерты с помощью ансамбля «Нахтигаль». Главной частью этих концертов планировались беседы о силе германского оружия и «райской жизни», которую несут немцы горским народам. Но люди не принимали эти развлечения, а германское командование, надеясь здесь остаться надолго, откладывало это дело на потом.
Немецкие оккупанты хозяйничали в Залукокоаже менее полу-года, но за это время они разграбили и уничтожили все, созданное тружениками за десятилетия. Кроме полного разорения общественного колхозного имущества, построек и уничтожения скота, стоимость которых составляла 9,8 млн руб., индивидуальным хозяйствам гитлеровцы нанесли ущерб на сумму 1 752990 руб.