8 июня СМИ КБР дружно сообщили, что работа всех объектов жизнеобеспечения в Зольском районе восстановлена, но сами шордаковцы продолжают заявлять, что подворья сельчан остаются занесенными селевой грязью.
Улицы села в ряде мест напоминают лунный пейзаж. Ни травинки, ни зелени, одна засохшая грязь. Самый большой ущерб нанесен домовладению семьи Арсена Махова, где оказалась разрушена конюшня на 50 голов, рассказали в местной администрации корреспонденту “Кавказского узла”, побывавшему в селении 9 июня. Сын Арсена Махова, Ахмед Махов – профессиональный жокей, занимается разведением лошадей кабардинской породы. К нему приезжают тренироваться жокеи со всей России.
Разрушенное здание конюшни было недавно построено. Маховы рядом с конюшней строили также домик для гостей. Удар стихии был такой силы, что от строящегося объекта не осталось ничего. Обломки профнастила плавали в реке в районе станицы Зольской, рассказали члены семьи Махова. Один из оставшихся двух домов Маховых забит черной липкой грязью. На вопрос, почему они не закрыли двери, хозяева ответили, что двери были закрыты на ключ, вода с грязью проникала во все щели. Стихия смыла клетки с кроликами, куры в курятнике утонули в черной жиже. С хозяйственных построек смыты все продукты питания, либо они пришли в негодность. “В село ни разу не приехал глава районной администрации Гятов. На прием к нему пошла одна из наших соседок, потерпевшая, но он ее не принял, в приемной ей сказали, чтобы в конце месяца пришла. Мы просим Гятова построить здесь какую-нибудь дамбу и защитить нас”, – сказала корреспонденту жительница села Марят Махова. Потерпевшая, которая пыталась попасть на прием к главе районной администрации Гятову, – Светлана Махова, вдова, вынуждена была оставить свой дом с открытыми дверями и с малолетним внуком и невесткой уйти к родственникам в другую часть села, так как очистить свой дом от грязи ей не по силам. Слой грязи местами до полуметра, он спрессован так, что его надо выбивать ломом. Из-за того, что после второго удара стихии двери коровника были заблокированы селевым наносом высотой в два метра, Светлана Махова два дня не могла подойти к своим коровам, чтобы подоить и покормить их. Проход к коровнику пришлось прокапывать нескольким соседским мужчинам. У Резуана Махова стихия смыла большую часть имевшейся у него сельскохозяйственной техники – четыре тележки от трактора, плуг, запчасти. Селевой сход смыл огород со всеми посевами, повредил дом. Значительно пострадала молодая семья Есенкуловых, семья Хашкуловых. Единственный, кто пытается помочь пострадавшим семьям, это глава сельской администрации Артур Мальсургенов, но у него нет никакой техники, кроме одного маломощного трактора, рассказали местные жители. По мнению сельчан, причиной селя стало то, что пригорок за селом, который раньше использовался как пастбище, был передан арендаторам, которые распахали его. Ливневый дождь смыл всю почву из этого пригорка и обрушил ее на село. Эти земли принадлежат селению Белокаменскому Зольского района. Кто именно арендует земли на пригорке, шордаковцы не знают. Глава администрации Шордаково Артур Мальсургенов согласился с версией односельчан. По его словам, вода раньше никогда не текла по такому руслу. Люди живут там еще с довоенных времен, и никогда, подчеркнул он, такого не было. А после того как распахали сенокосы и пастбища, ситуация изменилась. Теперь, чтобы защитить село, нужно строить мощные защитные сооружения, на что у администрации села нет ни средств, ни техники.
“Такого удара стихии село, которое в этом году отмечает свое 90-летие, не знало. Первый раз удар был нанесен 25 мая. Второй раз, более мощный – 30 мая – это был селевой поток с градом. Капитальные автомобильные мосты были снесены все. Один уцелел, но тоже требует капитального ремонта. У нас были цельнометаллические пешеходные мосты, построенные еще во времена СССР, они простояли более 35 лет практически без изменений, стихия не оставили от них даже оснований. А эти мосты имеют жизненно важное значение, если их не восстановить к 1 сентября, дети не смогут посещать школу и детский сад”, – рассказал корреспонденту Артур Мальсургенов. Глава сельской администрации рассказал, что постоянно действующая депутатская комиссия села закончила составление актов о причиненном ущербе по подворьям. Всего ущерб понесли 48 домовладений. “А какая помощь им будет оказана, я не знаю”, – отметил он. По словам жителей Шордакова, после стихии оперативно сработали газовики и энергетики, в краткие сроки восстановившие газоснабжение и электроснабжение села. Управлением дорожного хозяйства ведется работа по восстановлению мостов. Сотрудники МЧС в селе появились только один раз после первого удара стихии. Они помогали пострадавшим в очистке дворов, после этого они в село больше не приезжали. После второго удара стихии основные силы МЧС были направлены в селение Кичмалка, где также сложилась чрезвычайная ситуация, прокомментировал претензии сельчан руководитель пресс-службы МЧС по КБР Кантемир Беров. “В задачи МЧС входит оказание первой помощи населению, эвакуация его из зоны бедствия, налаживание деятельности объектов жизнеобеспечения – школ, больниц и др. В данном случае необходимости в эвакуации не было, объекты жизнедеятельности функционировали в обычном режиме. Что касается очистки дворовых территории и домовладений от селевой грязи – это компетенция местных органов власти”, – подчеркнул Кантемир Беров.
Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/263748/
© Кавказский Узел
10 июня 2015 год. Фоторепортаж корреспондента “Кавказского узла” Людмилы Маратовой