Фамилия нашего рода по-кабардински звучит “МЫД”. Ее русская транслитерация “МИД”, а принятое русское написание “МИДОВ”. Очень любопытная версия происхождения нашей фамилии описана в книге Дж.Н.Кокова и Л.Дж.Коковой “Кабардино-Черкесские фамилии” (л-7). Она связывается с историческим названием области Мидия, находящейся в Северном Иране. На этой территории в 1-ом тысячелетии до н.э. существовало Мидийское царство. Сначала эта версия казалась мне невероятной – Мидия так далека от Северного Кавказа. Но когда я узнал о том, что происхождение протоадыгов тесно связано с хеттами и Хеттским царством, находящемся там же, в Малой Азии, недалеко от Мидии, то такое предположение стало для меня понятнее.
Более позднее упоминание сходного этнонима мы находим у русского академика Г.-Ю.Клапрота, проводившего в 1807-1808 гг. историко-филологические и этнографические исследования на Кавказе.
“На верховьях Лабы (левый приток р.Кубани), в очень высоких и неприступных горах, живет маленькое племя – Мидовийцы или Мидавей. Они не магометане и живут свободно, не имея ни князей, ни старейшин, но выбирая своими предводителями храбрейших и сильнейших среди них. …абазы из одного племени с Мадовейцами.”
(“Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХIII-ХIХ вв.”,(л-1) стр 236).
Впервые об абазинском происхождении МИДОВЫХ, к своему удивлению, я узнал от МИТ Мехмета, нашего родственника, приехавшего из Турции, города Кайсери (Он приехал учиться в Кабардино-Балкарию в 1994 году. Здесь Мехмет закончил КБГУ, женился на местной кабардинке, сейчас живет и работает в городе Нальчике ). Фамилия их рода по турецки пишется “MIT”. Его отец считает себя абазинцем.
[Ионова С.Х. в книге “Абазинские фамилии и имена” пишет: “Мида «Мидов». Абазины-тапанта. В а. Кр. Восток. В абаз. фольклоре и абх. яз. встречается в форме Мидпа, где Мид муж. имя + па «сын» – «Мид (его) сын»; в абаз. топонимии Амыда лталырта-«Амыда (ее) место спуска. Исходя из источников, каб. Мидовы в прошлом-абазины. По нашему мнению, Мид//Мида есть то же, что и общество Мдавей (абаз. произ.-мдаг1вай, где элемент -г1в- передает понятие «человек», «люди». В целом «люди из общества-племени «Мид». В литературе возводят к наз. страны Мидия (Коков Дж.Н.).” – прим. Zolka.ru]
Старейшины нашего рода утверждали и я это слышал не раз от своего Дады (“дада” по кабардински – дедушка), что все МИДОВЫ, не зависимо от места их проживания, родственники. Он предполагал, что род МИДОВЫХ пришел на территорию Кабарды из селения Первомайское под Кисловодском. Прежнее название села – аул Абукова (Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886г. и 1905 годы (л-9) 2 том стр.6). Абыкъв (Абуков) – это абхазо-абазинское “гора” (л-7, стр 48). В нем и в настоящее время проживают абазинцы и много МИДОВЫХ. Названые факты позволяют рассматривать справедливым предположение об абазинском происхождении кабардинского рода МИДОВЫХ.
[Среди абуковцев в 1871 году, которые подписали прошение о переселении их аула с р. Подкумок на р. Эшкакон, упоминался Мидов Шу. Также, в Посемейном списке а. Абуково за 1886 год указан Мидов Шу Насранович (37 лет) с сыном Магомет-Али (3 года) и его брат Нагой (26 лет) с сыном Мурид (3 года). – прим. Zolka.ru]
В начале XIX века абазинцы обозначались как кочующий народ.
“В вопросе миграции абазин, которые составляли в историческом прошлом часть абхазской этнической группы, в научной литературе указываются конкретные вехи… “Абазины переселялись на Северный Кавказ из Причерноморья в течении многих десятилетий. Первые сведения об абазинах на северных склонах Кавказа относятся к рубежу XII-XYI вв. При этом в ходе дальнейшего очеркешивания части абазин они вливались во многие адыгские племена: от черноморских шапсугов до кабардинцев”. (Л-13, с. 12)
Диапазон миграции абазин в Кабарду был разнообразен: от отдельных лиц, семей, фамилий до целого аула. “Пример последнего имел место в 1828 г., когда кабардинский князь Мисост АТАЖУКИН подарил отцу абазинского владельца Кучука ЛАФИШЕВА небольшой участок на правом берегу Малки, где тот поселился со своим аулом” (Л-13 с. 17).
Мои прямые предки (прапрапрадед Нагали МИДОВ с семьей) в первой половине 19-го века жили в станице Бабуковской, недалеко от Георгиевска (ныне станица Незлобная Ставропольского края).
[- В “Именном списке служащим воинским чинам Волгского казачьего полка Бабуковской станицы, с показанием командировок (кто и где находится и с которого времени)” от 30.10.1831 упоминаются казаки Коче Мидов (1-й), Коче Мидов (2-й) и Адашуко Мидов.
– В “Списке жителей станицы Бабуковской подписавших прошение о возвращении 100 холопов, забранных от них на службу в казаки” за 1840 год упоминается “из неслужащих … уздень 2 степени … Муса Мидов”.
– В “Списке бывшим 1-й бригады станицы Бабуковской тем жителям, кои пожелали отправиться в Турцию” от 18.05.1861 упоминается Салават Мидов. – прим. Zolka.ru]
Проживавшие в ней абазины и кабардинцы в то время служили казаками Волгского казачьего полка и имели определенные льготы перед своими соплеменниками в Кабарде. В следствии Кавказской войны значительная часть адыгов была насильственно вынуждена уйти с насиженных мест. В том числе в 1861 году из станицы Бабуковской переселились семь семейств МИДОВЫ. Одна из них – в Турцию. Остальные же шесть семей переселились в различные аулы Большой Кабарды.
Первое документальное упоминание о моих предках обнаружено в списке 1861г. жителей станицы Бабуковской, переселявшихся в Турцию и Кабарду, из фонда Наказного атамана Терского казачьего войска (ЦГА РСО- Алания). В нем под п. 128 названы три сына Нагали МИДОВ А – Джамбот, Шахбот и Тембот. Они переселились в аул Лафишева (ныне селение Псыхурей).
[В “Общем посемейном списке о числе жителей 7 бригады Кавказского линейного казачьего полка станицы Бабуковской, ныне переселившимся в Кабарду, Турцию, и в аулы князя Лоова и Султана Джанбек Гирея” есть семьи:
– Мидова Мисаута (39 лет) с братьями Салаватом (35), Каншао (27) и Казбеком (22), с сыном Закиреем (10);
– Мидова Джембота (27) с сыном Шу (10), с братьями Шахбот (25) и Тембот (20);
– Мидова Годжа (50) с сыном Анзором (18), с братом Брат (38), с сыновьями брата: Ибрагимом (10), Хаджимурзой (9) и Карамурзой (2);
– Мидова Шахима (28) с братьями Хамготом (27), Аслангиреем (21) и Хаджибекиром (7);
– Мидова Магомета (24) с братьями Заурбеком (17) и Насыпом (9);
– Мидова Реджипа (50) с сыновьями Шамелем (18), Лукманом (14), Саралипом (10) и Абубекиром (8);
– Мидова Ильяса (50) с братом Сали (45), с сыном Ибрагимом (18), с племянниками Анзором (19) и Махмудом (14). – прим. Zolka.ru]
В посемейном списке селения Лафишева 4-го участка Нальчикского округа Терской области, составленном нальчикским окружным полицейским управлением 30 ноября 1886 году под N 90 значатся мой прапрадед МИДОВ Тембот Нагалиев 44-х лет и мой прадед (его сын) Хаджи-Мурат 19-ти лет. Они считались людьми простого сословия, хотя среди переселившихся семей МИДОВЫХ были и уздени.
[В Посемейном списке а. Лафишева за 1862 год есть семья Мидова Жамбота с сыновьями Шу и Ешзао, с братьями Шихбот и Тембот
В Посемейном спике а. Лафишева за 1886 год есть семьи:
– Мидова Тембота Наголиевича (44 года) с сыновьями Хажимударом/Хаджимуратом? (19) и Мазаном (16);
– Мидова Шамбота Наголиевича (59) с сыновьями Патой (21), Алием (15) и Алимурзой (8);
– Мидова Жамбота Наголиевича (64) с сыновьями Шу (34), Есоо (29) и Кази (24), с внуком Маткиреем Шуевичем (10). – прим. Zolka.ru]
Тембот МИДОВ был женат два раза. От первой жены Вороковой у него три сына: Хаджи-Мурат, Мазан, Хазретали, от второго брака с Фыцей Кумыковой еще пятеро детей. У старшего сына Тембота – Хаджи-Мурата было семеро детей.
Младший из четырех братьев – мой Дада-дедушка Хаджи-Муса Хаджи-Муратович МИДОВ. В ЛПУГе мой Дада окончил в 1934г. педагогический техникум. В 1935 году в составе первой кабардинской драматической студии мой дада был направлен на учебу в Государственный Институт Театрального Искусства им. Луначарского (ГИТИС), где в 1940 году закончил режиссерский факультет. Здесь мой дада познакомился с моей бабушкой КОСЬЯНЕНКО Василисой Степановной. В Москве в 1938 году у них родилась дочь Танзиль.
Мои Дада и бабушка Василиса с честью прошли Великую Отечественную войну. После войны у дады была огромная работа в качестве режиссера национального кабардинского драматического театра им. А.Шогенцукова, Управляющего по делам искусств при Совете Министров нашей республики, директора Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и пляски (ныне это известный ансамбль “Кабардинка”), а с появлением телевидения в нашей республике стал одним из первых режиссеров Нальчикской студии телевидения.
Бабушка Василиса работала директором Кабардино-Балкарского государственного хора, директором Дома народного творчества, директором кабардинского театра, много лет возглавляла отдел культуры Нальчикского горисполкома. В республике помнят ее как основателя и первого директора Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств. Она рано умерла – в 1964 году, когда ее сыну – моему отцу Асланбеку было 17 лет.
Мой отец МИДОВ Асланбек Хаджи-Мусович окончил Новочеркасский политехнический институт, работал инженером, главным инженером “Каббалксельэлектросетьстроя”, начальником кинопроизводства Гостелерадио КБР, затем профессионально занимался фотографией. Сейчас является представителем Министерства внешних связей КБР по Ростовской области.
Моя мама МИДОВА (АРКАТОВА) Алла Васильевна русская, выросла в семье военнослужащего. Мой дедушка АРКАТОВ Василий Гаврилович был профессиональным военным – офицером, с 18 лет сражался за Родину во время Великой Отечественной войны. После войны он закончил Ленинградское Политическое Высшее военное училище и всю свою жизнь служил в Армии в различных городах и городках Советского Союза. Он умер в 1979 году в возрасте 54 лет.
Моя бабушка АРКАТОВ А Галина Михайловна до пенсии работала медицинской сестрой. Сейчас она живет в Крыму в г.Алуште. Моя мама закончила экономический факультет Высшей Школы профсоюзного движения в г.Москве, много лет работала экономистом. Сейчас работает в Архивной службе КБР главным специалистом. У меня есть младший брат Алекс, он моложе меня на 2 года и две сводные сестры – Инга и Ася, которых я очень люблю и всегда жду встречи с ними. Они обе сейчас живут в Москве. Инга закончила художественный факультет Ростовского пединститута, сейчас занимается компьютерной графикой и пишет прекрасные картины. Ася учится в Московском архитектурном институте. У нас прекрасная семья и замечательный род. Я и мой брат Алекс гордимся своими предками и стремимся быть достойными продолжателями рода МИДОВЫХ.
Биографический очерк о Мидове Хаджи-Мусе Хаджи-Муратовиче (*9 мая 1910г.+- 9 ноября 1997г.)
Фактическая дата рождения Дады неизвестна. Мы знаем, что он родился в с. Псыхурей, Баксанского р-на, КБР (в прошлом – с.Лафишево – Лафишхабле, Терского округа). День и месяц не знал никто, т.к. сам факт рождения в то время не регистрировали. Год рождения – 1910 записали в сельсовете значительно позже. А по поводу даты рождения в нашей семье существует следующая история:
В конце апреля 1945г., во время боевых действий Дада получил ранение – рядом с бруствером траншеи, в которой он находился, разорвалась мина. Тело было закрыто землей, голова каской, незащищенными оставались лицо и шея, которые и были иссечены осколками мины. После взрыва Даду, видимо, контузило и он потерял сознание. Очнувшись, обнаружил, что не видит одним глазом и решил, что потерял его. К счастью, было лишь перебито верхнее веко, оно опустилось вниз и закрыло глаз. Даду госпитализировали и 8 мая 1945г. ему сделали серьезную операцию под общим наркозом. От наркоза он отходил еще 9 мая, когда узнал об окончательной Победе в ВОВ. Этот день Дада стал считать своим вторым днем рождения и позже внес в документы, т.к. другого и не было. Кстати, удалены были не все осколки, более десятка он носил в голове до конца жизни.
Анализируя жизнь Дады, я прихожу к удивительному выводу: он человек конкретной исторической эпохи – социалистической эпохи, эпохи построения коммунизма, который так и не был построен. Его активная часть жизни пришлась на этот период и является характерным примером жизни советского человека. Родился он за 7 лет до начала социалистических преобразований и ушел из жизни через 7 лет после развала Советского Союза.
До 1926 г. Дада жил в селе, принимая посильное участие в работе бедной крестьянской семьи. В семье было 9 человек. В 1926 г. старший брат Корней отвез Хаджи-Мусу в Нальчик и определил его в Ленинский Партийный Учебный Городок /ЛПУГ/. Там он в 1929 г. окончил 4 класса, а в 1934 г. Педтехникум по специальности преподаватель кабардинского языка.
В августе 1935 г. Областной отдел народного образования Кабардино- Балкарии отбирал юношей и девушек для обучения национальных театральных студий в Москве в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) имени Луначарского. 7 сентября 1935 г. Дада стал студентом ГИТИСа, режиссерский факультет которого окончил в июне 1940 года. Там же, в ГИТИСе Дада познакомился с моей бабушкой, Косьяненко Василисой Степановной, и там же в Москве родилась моя тетя Танзиль.
Любопытна жизнь моей бабушки до встречи с Дадой. Родилась она в г. Семипалатинске в семье портного, ее мама была узбечкой. Моя бабушка тоже знала узбекский язык и поэтому в документах свою национальность указывала – узбечка. Учебу в Москве она начинала во ВГИКе, еще студенткой снялась в нескольких художественных фильмах. Кстати, ее однокурсницей была исполнительница роли героини первого фильма “Бесприданница” – Нина Алисова. Во время съемок бабушка испортила зрение (низкочувствительная кинопленка тех лет требовала очень яркого света), карьера киноактрисы была завершена и она была вынуждена перевестись в ГИТИС.
Учась на режиссерском факультете Хаджи-Муса активно поддерживал связь с кабардинской актерской студией ГИТИСа. Там он совместно с А. А.Ефремовым поставил студенческий спектакль по пьесе Зрамука Кардангушева “Каншоубий и Гуашагаг”.
С 15 августа 1940 г. до августа 1942 г. Мидов работает режиссером Кабардино-Балкарского государственного драматического театра. В кабардинской труппе поставлены спектакли “Лекарь по неволе” Мольера, “Любимая девушка” Раймонда, “Голова Асхада” Кабардокова, одноактные пьесы Чехова, “Ревность Барбулье” Мольера, “Чапаев”, “Эталоны идут на запад” и др.
Война. Август 1942 года – эвакуация в Азербайджан. С 5 декабря 1942г. – Армия: слушатель курсов усовершенствования г. Тбилиси, зам. командира стрелковой роты, слушатель курсов Тбилисского Артиллерийского училища, Буйнакского военно-пехотного училища, затем Первый Украинский фронт, Польша, Краков, ранение, снова фронт – Польша, Германия, Чехословакия, ранение, госпиталь. В марте 1946 г. демобилизация из СА.
Вот несколько фронтовых эпизодов из письменных воспоминаний Х.Мидова:
“… Одно из больших сражений, в котором я принимал участие, это были бои за освобождение крупного и самого древнего города Польши – Кракова.
Враг создал вокруг города сильноукрепленный, глубоко эшелонированный район обороны и намерен был долго и упорно оборонять его. Но в первые же часы мощного наступления наших войск сопротивление врага было сломлено. Многочисленные оборонительные линии с глубокими противотанковыми рвами были преодолены за сравнительно короткое время…
В боях за город Краков я получил первое ранение и первую боевую награду – орден “Красной Звезды”.
“… Через несколько дней наступлений в предгорьях Карпат на территории Чехословакии враг оказал упорное сопротивление.
После короткой, но мощной артиллерийской подготовки мы вновь пошли в наступление. Первыми ринулись наши танки. На этот раз танковая поддержка была достаточно хорошей. И мы, пехотинцы, пошли в атаку, неотступно следуя за танками. Враг встретил нас сильным огнем из всех видов оружия. В первые же минуты боя несколько наших танков были выведены из строя. Одна пушка противника особенно яростно била прямой наводкой по нашим танкам. Она успела подбить два танка и ее разворачивали для удара по третьему танку, который шел впереди нас. Наши танкисты не видели эту огневую точку противника, а предупредить их об опасности не позволяло ни время, ни расстояние. Я дал автоматную очередь по расчету пушки противника и приказал своим солдатам сосредоточить весь свой огонь по этой огневой точке. Недоразвернутая пушка застыла и замолчала навсегда, а наш танк остался невредим.”
“…стремительным броском мы ворвались в крупный населенный пункт. После того, как освободили группу домов, надо было перейти улицу и начать освобождение следующего квартала. Я приказал солдатам переходить улицу по одному. Когда первый солдат перебегал улицу, раздался выстрел и он упал. Второй солдат был тоже убит. Оказалось, что снайпер противника засел на чердаке дома следующего двора и простреливает улицу, не пуская нас. Я обратился к солдатам с вопросом: кто пойдет добровольно на уничтожение снайпера противника? Никто не вызвался. Тогда я решил пойти сам. Взял с собой несколько гранат. Калитку открыл заранее и резким броском перебежал улицу. Раздался выстрел снайпера, но он опоздал. Я заскочил в следующий двор. Двух немцев, которые выходили из дома, я застал врасплох. Воспользовавшись этим, я дал по ним автоматную очередь. Они не успели ответить. Побежал к дому и бросил гранату в комнату через дверь. Раздался взрыв. Трое солдат, которые находились там, были убиты. В этом доме больше никого не было. А снайпер находился в соседнем. Быстро подобрался к тому дому. В нем был только снайпер. Выкурил его из чердака гранатой и автоматной очередью. Так был открыт путь для перехода в следующий квартал.”
“…B один из апрельских дней 1945 года на территории Чехословакии мы сильно потеснили противника и к исходу дня закрепились на юго-западной окраине одного из освобожденных населенных пунктов. Позже немцы контратаковали, а я получил новый приказ срочно занять оборону на юго- восточной окраине этого села.
Основные наши силы ушли без боя и потерь. Когда мне удалось установить, что кроме группы солдат в количестве 5 человек, которые находились со мной, все остальные ушли, я приказал своим солдатам отойти на два дома.
Последние два дома на окраине населенного пункта были удобно расположены, поэтому я решил занять их под круговую оборону. Солдаты быстро заняли свои позиции и приготовились к бою. Я приказал им беречь боеприпасы и стрелять только по цели. К нашему удивлению и счастью, около этих домов оказалась пушка со снарядами. После проверки убедились, что пушка пригодна для боя. Поскольку я был знаком с артиллерийским делом, мы быстро приготовили пушку для стрельбы прямой наводкой.
На южной окраине села из-за бугорка показался танк неприятеля. Он шел медленно и осторожно без единого выстрела. Наши солдаты забеспокоились.
Я зарядил орудие бронебойным снарядом и навел на танк. Солдаты ждали моего выстрела из пушки. Но я не стрелял, а выжидал, когда он подойдет ближе и развернется повыгоднее для нанесения удара. Такой момент наступил. Я еще раз проверил правильность наводки. Потом раздался выстрел. Солдаты вздрогнули. Но больше вздрогнул танк, вздрогнул и стал. Я сразу перезарядил пушку и еще раз ударил по танку. На сей раз удар был направлен по башне.
Танк молчал и стоял на месте.
После этого события мои солдаты сразу повеселели, у них намного прибавилось смелости и уверенности.
Это произошло рано утром. И до конца дня, пока наши подразделения не вернулись, мы удерживали окраину села без потерь. Затем этот населенный пункт был вновь полностью очищен от противника.”
Мои Дада и бабушка Василиса с честью прошли Великую Отечественную войну. Касьяненко Василиса Степановна в годы войны работала начальником клуба в эвакогоспитале 2022.
Окончилась война, Дада вернулся домой. Снова театр. С 10 апреля 1946 г. по 11 января 1951 г. – он режиссер театра. С кабардинской труппой Мидовым поставлены спектакли: “Лашин” Аксирова, “Любовь Яровая” Тренева, “Парень из Кабарды” Тубаева, “Хижина дяди Тома” Брунштейна, “Андемыркан” Диденко, “Камбот и Ляца” инсценировка А.Шортанова и др. Он перевел ряд пьес на кабардинский язык.
В кабардинской студии при национальном театре подготовлены актеры, среди них Хусейн Тавкуев – народный артист РФ. Организуются выездные спектакли в села республики, встречи со зрителями – в т.ч. стариками, которые за прожитые сто с лишним лет не видели подобного зрелища.
За выдающиеся заслуги в области искусства Президиум Верховного Совета КБ АССР Указом от 1 сентября 1951 г. присвоил Мидову Хаджи-Мусе Хаджи-Муратовичу звание ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ КБАССР.
Позже, работая в других местах, он продолжает ощущать себя театральным режиссером и, уже будучи режиссером телевидения, почти каждый новый спектакль театра выдает в эфир в телевизионной версии.
В январе 1951 г. по решению Бюро Обкома партии и СМ КБАССР Х.Мидов назначен начальником Управления по делам искусств при СМ КБАССР, а в июле 1953 г. в связи с организацией министерства переведен начальником Отдела по делам искусств Министерства культуры. В этот период при активном участии Х.Мидова набрана и отправлена в ГИТИС вторая кабардинская студия актеров. В их числе: Барасби Мулаев, Тамара Кокова, Хасан Кодзоков, Мухазир Урусов, Пшизаби Мисостишхов, и др.
В связи с подготовкой к празднованию 400-летия добровольного присоединения Кабарды к России по решению Бюро Обкома партии и СМ КБАССР 8 августа 1955 г. Х.Мидов назначен директором Кабардино- Балкарского государственного ансамбля песни и пляски, где проработал до 5 ноября 1957 г. За этот период значительно обновлен и усилен творческо- исполнительский состав, привлечены ведущие творческие силы нашей республики и страны, в т.ч. композитор Вано Мурадели, балетмейстер Большого театра Сергей Коренев. Ансамбль превратился в высокопрофессиональный коллектив. В 1957 г. ансамбль трижды завоевывал почетное звание лауреата среди творческих коллективов страны и мира. За успешную подготовку ансамбля Х.Мидов награжден медалью “За трудовое Отличие”.
С 11 ноября 1957 г. Х.Мидов работает режиссером, старшим режиссером, главным режиссером студии телевидения. 1 июля 1973г. уволен на пенсию. По просьбе председателя Гостелерадио КБР В.Дудуева с мая 1979 г. по июнь 1980 г. возглавляет службу отдела кадров комитета Гостелерадио.
За время творческой работы выдал в эфир множество телепередач, театральных постановок, снял ряд телевизионных кинофильмов о республике, среди которых больше всего он сам выделял фильм о Тырныаузе -” Город звездного металла”.
С 1980 примерно по 1990 Х.Мидов ведет активную переписку с боевыми соратниками, регулярно выезжает в Москву на празднование Дня Победы, готовит книгу, посвященную ансамблю.В нашем домашнем архиве хранятся все боевые и трудовые награды Дады и бабушки, среди них ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали “За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг”, “За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.” и др. Мой дада прожил 87 лет. Всю свою жизнь он трудился, а после ухода на пенсию продолжал работать, чтобы сохранить для потомков историю становления национального искусства в Кабардино-Балкарии. В возрасте 85 лет он издал книгу о Кабардино-Балкарском государственном ансамбле песни и пляски. К сожалению, осталась незаконченной рукопись по истории национального драматического театра.
Мидов Аскер
ученик 11 класса СШ №9 г. Нальчик
2002 год.
Список использованной литературы и источников:
- Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик, 1974.
- Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. Нальчик, 1998.
- Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Нальчик, 1993.
- Журнал «Эльбрус» //Выпуск Кабардино-Балкарского историко¬родословного общества. Нальчик, 1999. № 1.
- Журнал «Эльбрус» //Спецвыпуск. Материалы II Международного генеалогического коллоквиума. Нальчик, 2000. № 1.
- Каров А. Псыхурей в документах и судьбах. Нальчик «Эльбрус», 1999.
- Коков Дж.Н, Кокова Л.Дж. Кабардино-черкесские фамилии. Нальчик, 1993.
- Копия с постановления Нальчикского горского словесного суда об установлении опеки ад малолетними сиротами умершего жителя села Лафишево Мазана Мидова от 17 февраля 1918 г. (ЦГА КБР, ф. P-2, on. 1, д. 126, л. 47-53).
- Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 и 1905 годы/Подред. С.Н. Бейтуганова, А.Х. Карова, А.И. Мусукаева, Е.С.Тютюниной. Нальчик, 2000. Кн.2.
- Посемейный список селения Лафишевского, 4 участка Нальчикского округа Терской области, составленного Нальчиским окружным полицейским управлением 30 ноября 1886 года. (ЦГА КБР, ф. И-9, on. 1, д. 49, л. 40 об,- 41).
- Список 1861 г. жителей станицы Бабуковской, переселяющихся в Турцию и Кабарду. (ЦГА РСО-Алания. Фонд Наказного атамана Терского казачьего войска).
- Список трудоспособных бедняков с.Псыхурей, нуждающихся в помощи, составленный 14 сентября 1924 г. (ЦГА КБР, ф. И-22, on. 1, д. 6449, л. 1).
- Яхтанигов X. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993.
Добавлена передача проекта Лъапсэ о Мидовых из Псыхурей