Эта небольшая статья посвящена ,ветерану Отечественной войны, уроженцу с. Сармаково Зольского района КБР, Урусмамбетову Циме. Цима не из тех людей, о которых громко говорили на пионерских сборах или он сам долго и нудно рассказывал о своих подвигах. Он от природы был скромным. Но сегодня, анализируя его жизненный путь, с большим восхищением могу отметить, что он хороший пример подражания для многих поколений. На таких примерах нужно воспитывать детей. А потомки и родственники Цимы должны знать и почитать память этого замечательного человека. Архивные материалы, воспоминания людей хорошо знавших Циму, легли в основу моего рассказа.
Происхождение. Как-то в те далекие 60-е годы прошлого века дочь спросила Циму : « Дота (так называли его в роду), говорят мы, Урусмамбетовы – княжеского происхождения. Это правда?». Выдержав паузу, Цима ответил : « Я больше не хочу слышать подобные вопросы и разговоры в нашем доме. Люди не выбирают ни происхождение, ни время. Моему и так малочисленному роду кроме страданий и смерти происхождение не дало ничего. Человека определяют по его делам. Если сможешь быть порядочным в то время, которое выпало на твою долю, если сможешь завоевать доверие и уважение людей , то тогда – ты человеческого происхождения. Иные социальные деление – зло. Поэтому живите по совести, не рассчитывая на мнимое превосходство происхождением.» В ту минуту дочь посмеялась над ответом своего отца. Даже бросила в шутку : « Дота, а ведь ты боишься, и не правы люди, когда про тебя говорят как о сильном человеке.» Но сколько мудрости в его словах! И сегодня, видя в обществе людишек, не способных на человеческие поступки , но много говорящих о каком-то своем далеком происхождений , так и хочется обратиться к ним с приведенными выше словами Цимы Урусмамбетова.
Когда в стране начались революционные события, Урусмамбетов ,которому едва исполнилось 17 лет, выступил на стороне новой советской власти. В годы формирования колхозного движения в селе Цима стал активным участником этого движения. Этому предшествовал эпизод из истории села. На сельском сходе в присутствии первых лиц республики решался вопрос об организации колхоза. Председателем будущего колхоза в с. Сармаково был назначен Кушхов Джахфар, оставивший красивый и достойный след в истории не только села, но и республики. По его рекомендации бригадиром, т.е. организатором в колхозе животноводческой бригады был назначен Цима . Очевидцы рассказывают, что кандидатура Цимы, была не по душе самому Беталу Калмыкову, из-за его происхождения. Но Джахфар Кушхов настоял на этой кандидатуре, взяв на себя ответственность и поручившись за Урусмамбетова. Ведь в таком нелегком деле нужен был человек, пользующийся авторитетом и уважением сельчан.
Конечно, процесс коллективизации был болезненным для крестьян, ведь никто добровольно не хотел отказываться от своего имущества, скота. А тот, кто выгонял скот из личного хозяйства крестьян, по идее, должен был стать не желанным у жителей села. Были и такие, кто затаил обиду на исполнителя Урусмамбетова. Более того , это аукнулось ему в годы войны в немецком плену. Однако у большинства односельчан Цима оставался уважаемым и почитаемым . Секрет такого теплого отношения сельчан в годы коллективизации к одному из руководителей , т.е. к Циме, стал очевидным мне, автору этой статьи, после услышанного рассказа. Урусмамбетов , исполняя работу по сбору скота, с помощниками явились в частное домовладение некоего Коцева. Вышел хозяин домовладения и когда Цима объяснил причину визита, хозяин недовольно бросил в адрес Урусмамбетова следующее: « А ты не достоин своего отца, был бы он жив, не одобрил бы твою работу».
– «Извините, я неволить вас не смею, но изменилось время и жизнь требует иного подхода , зла я никому не хочу» – ответил Цима и направился к выходу.
– «Погоди молодой человек , просвети старого , дай дельный совет, если ты сын своего отца» – попросил хозяин.
-«Уважаемый, сегодня ситуацию я расцениваю следующим образом: время сложное, новое и данная власть, по моему мнению, не краткосрочная. Поэтому предлагаю добровольно отдать часть скота в колхоз, а от части избавиться ,т.е.обменять, продать, пустить на иные нужды семьи. Пойти против власти, заработать ярлык врага народа, по-моему, может быть более трагичным, нежели сдача скота . Это мое мнение, а решение за вами, и я вам даю совет как сын своего отца.».
После данного инцидента старик добровольно вступил в колхоз. Это спасло его и его семью от раскулачивания и репрессии. И не раз старик со словами благодарности рассказывал об этом случае сельчанам. Шли годы. Не мало горя хлебнул Цима . Похоронил мать, брата, жену, жену брата. Но каждый удар судьбы делал этого человека более мудрым, более человечным и более несгибаемым, с сильной волей. Не одному десятку людей и семье в селе он помогал в трудные послереволюционные годы.
Перед Великой отечественной войной на попечении Цимы были жена и трое детей, два сына брата, оставшиеся сиротами и дочь . И уезжая на фронт, он просил жену об одном:
« сохранить его очаг и не обижать детей». Долгий и мучительный военный путь оказался для него еще бессмысленным, когда он вместе с целым полком оказался в фашистском плену. Для человека, для которого честь и совесть не пустые слова, это было бесславным концом. Цима, оценив ситуацию, решил: « Сдаться в плен – это не его решение и нет никаких рычагов воздействия на проблему. Я рядовой солдат. Сдался целый полк. Но от меня, ни одного патрона, и никакого оружия или какой-либо вещи немцы не получат». Все, что было при нем в момент пленения, Урусмамбетов сбросил в реку. Естественно, такой поступок не мог остаться не замеченным фашистами. 40 дней и ночей пытали, допрашивали, издевались над Урусмамбетовым немцы. Высокий, красивый, солидный мужчина, который демонстративно сбросил вещи в реку, был загадкой для фашистов . И вот в такую трудную минуту, он в лагере встретился с односельчанином, пригрозившим ему расплатой за скот, который Цима забрал у него во время организации колхоза. Видимо, такой предательский донос сельчанина на Урусмамбетова усугубила ситуацию. Но Урусмамбетов не сломался. Он не был членом партии. Может, это спасло его от расстрела. Его оставили в живых, избитого, истерзанного. Выжил благодаря двоюродному брату Чице Культурбаеву. Он тоже оказался в плену. Чица выходил, избитого Циму , делился собственным кусочком хлеба, пока он не оправился и восстановил силы. А к неприятному инциденту и доносу сельчанина фашистам на него , он как всегда отнесся мудро. «Это результат слабости и необоснованной обиды , значит что-либо выяснять нет смысла. Человечность проверяется в трудные минуты. Я желаю забыть об этом». И после войны данный поступок не стал достоянием людей.
При передаче пленных в СССР, были переданы полные досье о каждом человеке и его поступках в лагере. Урусмамбетову государство не предъявило на базе его досье никаких претензий. Однако приказа о демобилизации не было, и как штрафник Цима еще несколько лет оставался на восстановительных работах, в суровой красноярской области. После войны Цима вернулся ,продолжил свой трудовой путь в родном колхозе, в родном селе. Работал заведующим фермой, кладовщиком, заведующим строительной бригадой. Женил двух приемных сыновей, построил каждому отдельный дом, выдал дочь замуж. По рассказу все гладко, а жизнь в те годы была сложной, да и приемные дети доставляли немало неприятных сюрпризов. Но теплые взаимоотношения в семье до конца своих дней смог сохранить отец семейства. Более того, Цима находил и время, и мудрость, чтобы выслушать проблемы соседей, близких, родственников, которые приходили за советом. Находил нужные слова и средства, чтобы помочь в решении семейных проблем обратившихся за советом. Для своего рода Урусмамбетовых и родственников по материнской линии Культурбаевых, для сельчан и соседей, Цима был уважаемым и почитаемым. Своим умом, своей чистотой души, мудростью он завоевал авторитет и уважение людей. Ушел из жизни ветеран войны и труда 1974г.
Перед смертью он собрал родственников и сказал : « Я хочу, чтобы вы все, мои близкие, были в курсе : деньги на мои похороны лежат в сберкассе и вам не о чем беспокоится, такая же сумма в кассе и для моей супруги. Я ухожу из жизни спокойно, выполнив свой долг перед семьей. У каждого сына свой дом и своя семья. Вместо того, чтобы разделить имущество на две части, потом одну часть поделить на двоих, я в ущерб себе разделил имущество на 3 доли, а теперь свою долю я оставляю своей дочери. Супруга заботилась, воспитала детей, если она захочет до конца жизни прожить в моем доме, пусть живет, и я думаю, у моей дочери хватить ума, чтобы поддержать и не обижать ее. А если она захочет жить со своими племянниками по ее девичьей линии, она может забрать все что захочет, но усадьбой она может распоряжаться только пока живет здесь, но в собственность к ней не переходит. Такова моя воля. Все мы до сих пор жили дружно, как одна семья. Не хочу, чтобы после моего ухода между вами были некие разногласия и раздоры. – Поэтому я долго думал, долго анализировал и пришел к данному решению. Если у меня был бы родной сын, ему бы перешло мое наследство, но у меня только одна дочь, и я ей оставляю свое наследство. Перед своим братом я исполнил свой долг . Я с чистой совестью встречусь со своим братом в ином мире».
Житейский опыт показывает: благополучие в семье начинается от старших. Если старшие указывают правильный путь, если они, не зависимо от ситуации, могут одинаково справедливо относиться к своим детям, то : добро посеяно в семье. Но подчинение родителями своих детей одному из них, более успешному, более хитрому чревато негативными последствиями. Цима Урусмамбетов сумел посеять добро. А если при этом учитывать, что интересы двоих приемных сыновей он сумел приравнять абсолютно одинаково к интересу родной и единственной дочери, значит, он достоин похвалы и доброй памяти. И время, выпавшее на его долю, было очень сложным и очень трудным. Сегодня есть ряд государственных программ по поддержке и помощи семьям с тремя и более детьми, т.е. есть помощь и поддержка для воспитания собственных детей. Но какое количество родителей отказываются от собственных детей! А большинство родителей оставляют у себя одного сына или дочь, а других после совершеннолетия отпускают в никуда. Сами себе предоставленные, они портятся, приобщаются к вредным привычкам, теряют человеческий облик. Выживают сильнейшие. Так жизнь превращается в жестокие игры. Никому нет дело до нравственных принципов, ответственности перед родителями, близкими людьми. И в этом плане настоящим примером может служить жизнь скромного и мудрого ветерана, оставившего много добрых дел и слов жителям с Сармаковао КБР – Цима Урусмамбетов .
Внучка ветерана Цимы Урусмамбетова,
ст. преподаватель КБГУ , почетный работник Общего Образования РФ. Ф. А. Махова.