Нурхан – царица света

В начале ХХ века пришла новая власть в села Кабарды. До сих пор существовали села с первоначальными названиями: Абук-Хабля, Ашабей, Карма-Хабля, Бабугей, получившие свое наименование по фамилиям владельцев, – АБУКОВЫ, АШАБОВЫ, КАРМОВЫ, БАБУГОЕВЫ и другие. Впоследствии эти населенные пункты получили новые названия – Залукокоаже, Малка, Каменномостское, Сармаково.

Однажды теплым осенним днем из Пятигорска в Бабугей после трудовой недели возвращался крепкий голубоглазый мужчина – Хангери Мазанович ЕСЕНКУЛОВ. Он работал управляющим у известного помещика, владения которого располагались в ставропольских степях. По дороге Хангери решил остановиться у своего друга на час-другой в селении Абук-Хабля. Поздоровавшись с вышедшими навстречу родственниками и друзьями хозяина, Хангери обратил внимание на невысокую стройную девушку, мелькнувшую в суете двора. Он услышал, что ее зовут Нурхан. Действительно, царица света, подумал Хангери. Он заметил, что ее прекрасные черные глаза на секунду встретились с ним. Да ты и вправду красивая, но слишком молодая, почти ребенок, подумал он. Хангери самому уже было под сорок, но он был не женат, после смерти отца на его плечи легли все проблемы семьи, недаром все в доме звали его «Дота». Уезжая, он спросил своего друга: «Чья дочь – эта царица света?» Догадавшись сразу, о ком идет речь, друг ответил: «Она старшая дочь Инала КОТОВА». Инала на Золке знали все. Под стать ему была жена – Фати КАРДАНОВА, хозяйка, мать, опора и поддержка мужа. Фати вкладывала в воспитание детей, особенно дочерей, все лучшее, что было в адыгских традициях. Впоследствии в семье Нурхан все это сохранится и приумножится.

О Фати и роде Кардановых можно написать отдельную книгу. Но время еще придет.

Хангери Есенкулов и Нурхан Котова создали семью. В 1925 году образовалось селение Шордаково. Хангери был одним из его основоположников. Неоднократно приезжал осматривать новое ущелье с ближайшими друзьями, изучал пахотные, пастбищные и сенокосные земли и решил, что лучше этого места ничего быть не может для проживания.

Хангери, как известно, был шестым в поколениях сармаковских Есенкуловых: Есенкул, Мырзакул, Даткул, Салман, Мазан и два сына Мазана – Алихан и Хангери. Род Есенкуловых в селе пользовался большим авторитетогм: Али, Хабаша, Хараби, Сараби и другие. У старшего брата Хангери Алимхана была большая семья: сыновья – Залимхан, Малу, Жабаги, Цикара, а также внуки – Муса, Адам, Ахмед, Музарин, Исуф, Ахьяд и другие.

В 1925 году Хангери с сыновьями Амирбием, Агурбием, Лостаном, а также дочерью Паштых переехал в новое село Шордаково. Впоследствии родились дочь Зоя и сын Мащэ. Семья Хангери и Нурхан множилась внуками: Мусса, Исуф, Ибрагим, Борис, Лаврентий, Мусса, Гисса, Валерий, Адам.

В 20-х годах ХХ столетия основной формой семьи была малая патриархальная. Во главе такой семьи стоял «тхьэмадэ» – «отец». Хангери, кстати, с молодого возраста в семье называли «Дотэ», также стала называть его Нурхан, а впоследствии и дети. Несмотря на молодой возраст, после смерти Мазана он уверенно руководил семьей, имел решающий голос по всем жизненно важным семейным вопросам.

В шордаковской семье Есенкуловых женской половиной руководила Нурхан, несмотря на более молодой, чем у мужа, возраст, она была настоящая «гуащэ» – хозяйка, мать, свекровь. Соблюдала все принципы адыгэ хабзэ: высказывала знаки внимания старшим, относилась к ним подчеркнуто уважительно. Ее правила поведения были не нарочитыми, а естественными, жизненными, уходящими корнями в древние обычаи адыгов, а также воспитанные, взращенные ее матерью Фати.

Молодые снохи Есенкуловых, соседки, женщины квартала – все тянулись к Нурхан за советом, за рецептами приготовления пищи, за методами лечения малышей. Вокруг этой невысокой, красивой и авторитетной женщины создавался благоприятный психологический климат, утверждалось комфортное состояние духа, что, естественно, отражалось на благосостоянии семей. Нурхан была доброжелательной, давала советы, учила не научая. Поскольку Хангери всегда имел крепкое хозяйство, в доме был достаток, Нурхан нередко оказывала людям и материальную помощь. Дети и внуки окружали ее любовью и заботой. Сегодня, сами став бабушками и дедушками, они помнят ее наказы, цитируют ее и живут по ее советам. Из них вышли воины, ученые, инженеры, учителя, врачи…

Будучи опорой мужу во всех его начинаниях, она была совершенно самостоятельной как хозяйка. Жизнь адыгской женщины несла в себе немало трудностей, на ней лежала вся ответственность за домашнее хозяйство, за детей, трудолюбие ее было удивительным. Она не работала, только когда спала, а спала очень мало. Она ткала сукно, обшивала всю семью, готовила, стирала, и так без конца. Адыги такую женщину называли «мужчине равной женщиной». Деловые качества таких женщин снискали подлинное уважение окружающих.

Чего только не вынесла Нурхан! Хангери неоднократно раскулачивали, и, оставшись одна в пустом дворе без коровы, кур, продуктов, она с нуля начинала жизнь, думая лишь о многодетной семье. У Хангери были прекрасные друзья – балкарцы из Хабаза и Кичмалки, которые скупали выставленное на распродажу имущество семьи Есенкуловых, а затем на подводах по проселочной дороге привозили к Нурхан и отдавали даром. До последних дней жизни она с благодарностью вспоминала этих людей. В 40-х годах проводила на фронт троих сыновей – Амирбия, Агурбия, Лостана, а семнадцатилетнюю дочь Зою – рыть противотанковые рвы на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. К счастью, сыновья вернулись с фронта живыми, но, пройдя нечеловеческие испытания: горели в танке, попадали в плен, не жалея себя, защищали родную землю. Все это выдержали худенькие плечи и большое сердце Нурхан.

Она ушла из жизни достойно, тихо, на 85-м году жизни. Одна из многих кабардинских женщин, вынесших на себе все беды ХХ века: и годы установления советской власти, и период раскулачивания, и суровые годы войны, и воспитание шестерых детей, достойных Хангери и Нурхан Есенкуловых.

Будучи последний раз в Шордаково, я решил прийти на могилу Нурхан Есенкуловой. Было пасмурно, шел дождь. Когда подошел к ее аккуратной, ухоженной могиле, выглянуло солнце. И я вспомнил, что в этой жизни была и есть Нурхан – царица света, давшая миру столько тепла и радости.

А. Мусукаев

“Горянка”

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий