Гедмишх или Жетмиш-Суу?

Гедмышх

О водопаде Гедмишх написано уже не мало. Туристический интернет и социальные сети пестрят красочными фотографиями и видео этого уникального водопада, который находится на территории Зольского района Кабардино-Балкарии, в нескольких километрах от с. Хабаз.  Цель этой статьи – разобраться в истории и этимологии названия данного водопада.

ГедмышНаименование водопада происходит от реки и одноименной горы. Официальное название – Гедмыш, кабардинский вариант – Гедмишх (Джэдмышх), балкарский – Жетмиш-Суу. Кроме того, в туристической сфере встречаются более экстравагантные наименования – «Царская корона», «Царские водопады», «Аватарские водопады», «Водопад 70 струй» и др., которые мы рассматривать не будем. 

Известно, что еще в дореволюционное время об источнике чистейшей воды, питающем реку Гедмыш, знала российская администрация, которая строила планы по отводу воды для нужд Пятигорья, но последующие войны и революция помешали осуществлению этих планов. Правда не совсем понятно зачем воду для Кисловодска, Ессентуков и Пятигорска вести так далеко.

В советское время (1980-е) Севкавгидрозем производил геологоразведку источника для тех же целей, но помешал развал СССР.

В 1993 году в Кабардино-Балкарии был предложен проект полностью самотечной схемы водопровода из родников урочища Гедмыш для водоснабжения населенных пунктов Зольского района, жители которых не только испытывали нехватку водопроводной воды, но и вынуждены пить воду с повышенным содержанием нитратов (Газета Юга №465 23 января 2003 г.).

В 2007 году был размещен госзаказ на разработку проекта «Зольский групповой водопровод (1-я очередь)». После чего, в марте-сентябре 2009 года построена грунтовая автомобильная дорога от с. Хабаз до расположенных на территории Малкинского заказника источников Гедмыш. Дорога, проложенная для укладки водовода, открыла доступ, сделала известным и часто посещаемым водопад.

Самое раннее упоминание реки относится к началу 18 века. Иван Федорович Бларанберг в своей работе «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», которая была написана в период с 1830 по 1834 годы, упоминает реку Гетмиш:

… Раньше все карачаевцы, так же как и бассиане, были язычниками; теперь они ма­гометане и воздерживаются от употребления в пищу свинины, которую раньше употребляли в большом количестве. Они были обращены в ислам только в 1782 году Исааком-эфенди, кабардинским муллой, который находился на содержании у Порты. Они не имеют ни малейшего представления о христианской религии, однако вблизи деревни Карачай, у кладбища, предназначенного для чужестранцев и называющегося «Гетмишбаш» («устье ручья Гетмиш»), можно видеть могилы, которые они счи­тают могилами «френги». … Два главных их поселения — это аул Карачай, расположенный при слиянии Хурзука и Кубани, на левом берегу Хурзука, состоящий приблизительно из 250 дво­ ров, и еще один аул из 50 дворов на реке Теберде, к западу от верхнего течения Кубани; этот аул был построен беглыми карачаевцами, скрывавшимися от набегов кабардинцев. Все население карачаевцев оценивают в 24 тысячи душ, число воинов у них — до 5 тысяч человек.

Сведения эти были взяты Бларамбергом из более раннего источника – “Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах по приказанию русского правительства Юлиусом фон Клапротом, Придворным советником Его Величества императора России, членом Академии Санкт-Петербурга“, в котором сказано:

Двумя главными их поселениями являются: Карачай, лежащий при впадении Хурсука в Кубань с правой стороны, состоящий приблизительно из 250 домов, и другое селение из 50 домов, лежащее к западу от верхней Кубани на речке Теберде. Последнее было построено в более позднее время бежавшими карачаевцами, покинувшими главное селение из боязни нападения кабардин­цев. Путь, ведущий к ним, очень затруднителен, можно ехать лишь верхом, вдоль берегов Кубани и Баксана. Все карачаевцы были прежде язычниками, подобно балка­рам и чегемам; теперь, однако, между ними не встречается дру­гой веры, кроме магометанской. В настоящее время они гнушаются свинины, которую когда-то употребляли в большом количестве. Лишь тридцать лет тому назад они были обращены в ислам Исак-эфенди — кабардинским муллой, находившимся на содержании Порты. Они не имеют ни малейшего представления о христианстве и соблюдают лишь посты, предписанные Кораном. Однако вне селения Карачай, около одного кладбища, предназначенного для погребения иностранцев, которое они называют Гетмиш-баш, можно увидеть много могил и надгробных камней, рас­ сматриваемых ими как католические.

В 1836 году адыгский просветитель Султан Хан-Гирей закончил работу над своим трудом “Записки о Черкесии“. Здесь в главе XIII он упоминает реку Кедмшх, впадающую в реку Малка.Гедмишх

Следующий исторический источник относится к периоду с 1865 по 1871 гг, когда под руководством знаменитого картографа Стрельбицкого Ивана Афанасьевича по заданию правительства создавался атлас карт Eвропейской части России. Селение Хабаз тогда ещё не образовалось, а на его месте с 1855 года стоял аул Юнуса Жерештиева (Жерештиевы – кабардинские дворяне бежавшие в 1820-х в Карачай, позже вернувшиеся в Кабарду).

gedmysh

Открыть/Скачать оригинал карты Стрельбицкого

Тот же гидроним “Гедмышъ” виден на военно-топографической пятиверстной карте Кавказского края 1877 года

1877 Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края

Посмотреть/скачать оригинал военно-топографической пятиверстной карты Кавказского края 1877 года

Известный геолог Александр Павлович Герасимов в своей работе «Обзор геологического строения северного склона Главного кавказского хребта в бассейнах рек Малки и Кумы» (1940) поверхностно упоминает интересующий нас гидроним:

«… есть два родника, генезис, которых до настоящего времени нельзя считать в достаточной мере выясненным. Это – родники Думановский на правом берегу р. Малки близ сел. Хабаз и Тегенекликол (иначе Кара-су) на одном из правых притоков р. Гедмыш (прав.приток р. Малки)»

Eще одно поверхностное упоминание участка Гедмыш встречаем в книге 1952 года “Коневодство Кабарды“.

Передовые колхозы, как правило, для маточных табунов выделяют лучшие пастбища, а для зимней пастьбы отводят наиболее защищенные от ветра участки. Так, в колхозе им. Кирова Эльбрусского района [прим. – колхоз с. Заюково] зимовка лошадей проходит на участке «Гедмыш», который расположен на южных, хорошо обогреваемых солнцем склонах гор и хорошо защищен от северо- восточных ветров высокой грядой гор.

По свидетельству уроженца с. Малка Татарканова Мухамеда, действительно, в урочище Гедмишх проводилась сезонная пастьба племенных лошадей, вплоть до 2000 года. Также, при переписке с ним в соцсетях, он сообщил, что в 1970-х годах он бывал там на охоте и лично видел водопад.

О существовании водопада до 2009 года сообщают и другие жители республики. Так Светлана Цвей вспоминает, что бывала на водопаде Гедмишх как минимум с 2006 года и в то время он уже был известен несколько лет. Т.е. еще до начала исполнения в 2008 году проекта “Зольский групповой водопровод” ответственные лица знали о существовании водопада и могли предвидеть его гибель, но не учли, что он станет популярным туристическим объектом и на его защиту встанет общественность республики.

В то же время в документальных источниках не говорится о водопаде Гедмыш (Гедмышх), только об источнике, реке и горе. Например, в книге «Балкарский топонимический словарь» (1970) доктора филологических наук, академика РАЕН Джамалдина Наховича Кокова и балкарского просветителя Саида Османовича Шахмурзаева написано:

«ГЕТМЫШ, ГЕДМЫШ – Речка, впадает в Малку справа выше Мазехи. Так же называется здесь проход и гора. Каб. название – Джэдмышх (см. КГН, 113), что букв. значит «курицей не поедаемый(ая) трава».

 

щавель альпийский
Щавель альпийский (каб. Джэдмышх)

Здесь Коков ссылается на свою более раннюю работу «Кабардинские географические названия» (1966). И действительно, “джадмишх” (щавель альпийский) это сорняк, который почти не поедается животными, благодаря чему произрастает в больших количествах вдоль ручьев и рек. У шапсугов “джадемишх” – щавель конский. В адыгейской кухне он используется для приготовления калмыкского чая.

Напомним, что у адыгов слово Гед (Джэд) обозначает не только кур, но и фазанов. Потому в адыгской топонимике встречаются такие названия как Гедуко (каб. Джэдыкъуэ) “фазанья балка” (в Баксанском районе), Гедмишх (местность в Черекском районе возле Жемталы), Гедгаф и др.

Можно обвинить кабардинских научных деятелей советского времени в предвзятости, в «переписывании истории» и т.п. (что и происходит в сети Интернет), но депортация балкарцев началась в 1944 и закончилась в 1957 году…

Уже в 1981 году доктор филологических наук Мусукаев Борис Хамитович в своей работе «Топонимика высокогорной Балкарии» (1981) пишет:

«… отдельные участки пастбищ носили двоякое название – кабардинское и балкарское. Одно из них окончательно закреплялось за местностью. К кабардинским заимствованиям относятся: Бжедух – гора от адыг. этнонима Бжъэдыгъу» «рог похитившие»; Гебчукъ (гапчокъа) от каб. Ек1эпц1экъуэ «ольховая балка»; Гедгаф къол от каб. фам. Джэдгъэф + балк. къол (балка); Гетмыш (гедмыш) от каб. Джэдмышх букв. «курицей не поедаемый(ая) трава»; Хаймаша от каб. хьеймащэ «эскрементов яма» и другие.»

Возьмем более поздние справочники…

В 2005 году коллектив авторов издал брошюрку “Топонимия, флора и фауна Зольского района КБР“, в которой не упоминается водопад или гидроним Жетмиш-суу, но есть: 1. балкарский гидроним “Гетмиш кезлеу” (родник Гетмиш); 2. кабардинский топоним Джэдмышх шытх (хребет Гедмишх); 3.  кабардинский гидроним Джэдмышх псынэ (родник Гедмишх).

В 2013 году вышла объемная (576 стр.) энциклопедия кандидата географических наук, профессора Хапаева Сафара Абдуллаевича “Географические названия Карачая и Балкарии“, в которой также нет упоминания о гидрониме Жетмиш-Суу или водопаде.

Версия образования топонима Гедмишх (Джэдмышх) по произрастающей в той местности траве заслуживает внимания и ее можно считать основной, но авторы не упомянули другую возможную версию, связанную с местной дворянской фамилией Гедмышевых (Гедмышховых). Допускаем, что на истории кабардино-балкарского дворянства в то время (1960-1970 гг.) еще было наложено табу.

После распада СССР началось движение по возрождению традиций и исторического прошлого, которое было до этого за семью печатями. Люди начали восстанавливать свои родословные, вспоминать репрессированных предков – дворян, князей, духовенство. Большую работу в этом плане провел доктор исторических наук, профессор Мусукаев Александр Ибрагимович, который собрал семейные предания большого числа кабардинских и балкарских семей. Так, в своей объемной книге «Века родословий» (1997) он пишет:

«Гедмишховы владели земельными угодьями за урочищем Каратау, где возделывали злаковые культуры и разводили скот. В районе Малки сохранился овраг Гедмишховых – Джэдмышхыкъуэ и источник целебной воды Гедмишх. Члены фамилии расселились по таким селам, как Сармаково, Кичмалка, Каменномостское».

Эта версия (почему-то, на многих сайтах, рассказывающих о водопаде, эту версию приводят как уже доказанный факт – А.С.) возникновения топонима Гедмыш представляется не менее правдоподобной, учитывая, что на всем течении реки Малка участками земли в разное время владели – Атажукины, Куденетовы, Думановы, Бабуковы, Казаншевы, Ашабовы, Трамовы, Хутатовы, Чожоковы, Наурузовы, Касаевы, Иналовы, Атласкировы, Кунашевы, Цаговы и пр. (см. Сведения Петрусевича за 1846 год и Список участков нагорных пастбищ (1869 год)). Например, на ланд-карте Чичагова за 1744 год аул Бабуковых уже был на реке Малка, а известный ученый и путешественник Иоганн Гильденштедт в своих дневниках за 1773 год упоминает аул Бабуковых на реке Малка ниже места её слияния с рекой Кичмалка.

Один из исследователей Госархива КБР, автор работ по истории аула Бабуковых, Мамхегов Астемир Билостанович, опубликовал в 169-м номере “Кабардино-Балкарской Правды” от 15.07.2006 материал под заголовком “За службу Государству Российскому”, где он приводит архивный документ за 1867 год “Список почётным туземцам Большой Кабарды, наделяемым ввиду всемилостивейшего пожалования особыми участками земли в вечное потомственное владение”. В списке мы наблюдаем множество фамилий относящихся к истории сёл современного Зольского района, в том числе и корнета Мета Гедмышева (Гедмишхова). Дело в том, что по известной прокламации Ермолова земли князей и дворян Кабарды, бежавших за Кубань или к Шамилю, конфисковывались и поступали в казну России. Позже из этих земель, а также из присвоенных нагорных и зольских пастбищ, награждались горцы воевавшие на стороне России.

В другой книге А.Б. Мамхегова “Высшие сословия Кабарды” (2006) мы встречаем упоминание об уздене Абдрахмане Гетмышхове – жителе аула князя Хасанби Атажукина на реке Малка, т.е. Гедмишховы жили в этой местности и до приезда Мета Гедмышева.

В книге кандидата исторических наук, подполковника ФСБ А.В. Казакова “Адыги (черкесы) на военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в.” (2006) приводятся сведения:

Гедмишев (он же Гетмишев, Гедмишхов) Магомет (он же Мет, Мата) Хусенович (Гусейнович) (1823–не ранее 1874), корнет (31.12.1849), из кабардинских узденей. «Ростом 2 аршина 6 вершков, лицом чист, глаза серые, нос умеренный, волосы темно-русые». В лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона собственного Его Императорского Величества конвоя состоял оруженосцем с 13.11.1845, юнкером – с 31.08.1847, произведен в офицерский чин корнета 31.12.1849 с состоянием по кавалерии при Отдельном Кавказском корпусе и прикомандированием ко 2-му Волгскому казачьему полку с жалованьем по чину 95 руб. 40 коп. Участник похода в Венгрию в 1849 в составе императорского конвоя. Участник Крымской (Восточной) войны 1853–1856. Прикомандирован к 1-му Волгскому казачьему полку. Прикомандирован к Сборному полку Терского войска 14.04.1863. Прикомандирован к 1-му Волгскому казачьему полку 16.11.1863. Отчислен от полка 15.10.1869, прибыл в Нальчикский округ 30.10.1869. Награжден бронзовой медалью в память Крымской (Восточной) войны 1853–1856, серебряной медалью «За покорение Западного Кавказа 1859–1864» (1864), крестом «За службу на Кавказе» (1864). Проживал в ауле Хагундокова, с 1867 – в ауле Ашабова на реке Малка в Кабарде, позднее – в ауле Жантемирова на реке Кума. Был женат на дочери узденя Какупшева (Хаупшева) Юсуфа – Марьян. Брат Лукман.

В «Посемейном списке населенных пунктов Нальчикского округа на 1886 год» в селении Ашабово присутствует несколько семей узденей Гедмишховых [Гетмишевых]:

  • Гетмишев Исуп Жантимирович 1808 г.р. с сыновьями Шухаиб и Харис;
  • Гетмишев Ног [Нух?] Насыплович 1861 г.р. с братом Каншао 1872 г.р.;
  • Гетмишев Лукман Хусынович 1831 г.р. с сыновьями Кайсым, Каспот, Хамурза, Тамыш [есть богатый двор в Ашабово, но проживают пока в Баталпашинском уезде];
  • Гетмишев Мет [Магомет Хусынович] 1833 г.р. [Владелец 230 десятин земли, т.е. примерно 230 га Сослан в Иркутскую губернии в 1877 году].

В начале 1820х годов кабардино-абазинские аулы были вынуждены, под нажимом ермоловской администрации, уйти с рек Кубань, Кума и Подкумок (совр. КЧР и Ставропольский край) и поселиться на правом берегу р. Малка (совр. Зольский район КБР). В этот период на р. Малка появились аулы дворян Кармовых, Ногмовых, Бабуковых, Аджиевых, Трамовых, Абуковых, Лафишевых, Абезывановых, Кошевых, Джантемировых. Некоторые из них вернулись на свои земли в Кабарде, некоторые получили земли взамен конфискованных за “бегство” из Кабарды.

Происходила также миграция некоторых балкарских и карачаевских аулов, которые старались селиться ближе к русским укреплениям (укр. Каменный мост на слиянии рек Малка и Кичмалка; укр. Хасаутское; укр. Эшкаконское). Так, в конце 19 века на место нынешнего с. Хабаз в аул Юнуса Жерештиева попали малоземельные жители урусбиевского общества, а на место нынешнего с. Кичмалка (в начале 20 века) подвластные Магомета Жерештиева.

Вернемся в наше время… Указатель жетмишЧерез 2-3 года (2012-2013 гг) после открытия для туристов водопада Гедмишх в сети Интернет начал появляться балкарский вариант названия – Жетмиш-Суу. Причем, хабазцами он преподносится туристам как единственно верный. На развилке, ведущей к достопримечательности, был самовольно и незаконно установлен указатель с надписью «Жетмиш-Суу», который находится там и по настоящее время (июнь 2020).

Попытки «протолкнуть» идею, что все топонимы горной местности Кабардино-Балкарии имеют балкарское (т.е. тюркское) происхождение продолжаются.

При этом фанаты идеи не замечают большое количество нетюркских топонимов даже в близи с. Хабаз:

  • Мазокей.
  • Мазеха, Мазаха [Мэзэхэ – каб. лес нижний, лесная низина] – гора (1500 м), балка и п.п. р. Малка в 2-3 км к западу от с. Хабаз. Слово «мэзэхэ», являющееся амофоном к данному названию, в. каб.-черк. языке имеет значение отсутствия лунного света.
  • Думануко [Думэныкъуэ – Думановых балка] – балка и п.п. р. Малка у с. Хабаз.
  • Кобидажипс [Къуэ быдэ — Балка крепкая] – балка на п.б. Кураты, близ с. Каменномостское; по-другому — Дыгьэмыхъуэ къуэ быдэ «несолнечная балка недоступная». Также, известна Кобидацику (Къуэ быдэ ц1ык1у – Балка крепкая малая) на л.б. р. Малка, между с. Каменномостокое и с. Хабаз.
  • Ханцегуко
  • Анзор иком ипсына [Анзор и къуэм и псынэ — Анзорова сына родник] — значительный источник на п.б. р.Малка, к юго-востоку от с. Хабаз. Источник назван либо по имени Анзор, либо по фамилии Анзоров. с. Хабаз было основано из безземельных горцев (балкарцы, карачаевцы) в 1888 и до 1914 года входило в состав аула Кармовых. Также, в состав аула входили находившиеся в окрестностях хутора Анзоровых, Кубаловых и др.
  • Астемирико [Астемырыкъуэ – Астемира или Астемировых балка] – балка на л.б. р. Малка у западной окраины Хабаза.
  • Гамма [Гъуамэ — болото] — пастбища по п.б. р. Малка против с. Хабаз. Имеются заболоченные места. Перенято балкарцами из кабардинского.
  • Жаращхот [Жэрэщхъуэт — ?] п.п. р. Малка справа у с. Хабаз.
  • Тупико [Т1упыкъуэ — Бузиновая балка] – балка на л.б. р. Малка, в 4-5 км к востоку от Хабаза.
  • Хапаша екочипа [Хьэпащ1э ек1уэк1ып1э — Хапаши проход (по склону)] – место на л.б. р. Малка выше с. Хабаз.
  • Шикуку [Шыкъукъу — ?] — место у северо-западной окраины с. Хабаз. Значение не ясно.
  • Шиджатмаз – гора 2127 река л.п. р. Хасаут.

На следующем видео передача “ВОЯЖ” Кабардино-Балкарского телевидения снятая в 2010г., в которой глава поселения Хабаз Тюбеева Марина Магомедовна говорит, что балкарский вариант Жетмиш-Суу переводится как “70 струй”, а точного перевода кабардинского Гедмишх – нет.

Несмотря на перечисленные в статье факты, среди туристов прижились все названия – Гедмишх, Жетмиш-Суу, Царская корона, Царские водопады… Данная статья со временем будет перерабатываться и дополняться новыми обнаруженными данными и, я надеюсь, что она поможет разобраться с возникшей путаницей.

p.s. В июне 2020 года водопад Гедмишх высох

© Савойский А.В.

  • Публикация на интернет-ресурсах только с гиперссылкой на статью.
  • Последняя редакция статьи – 19.06.2020
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

У этой записи один комментарий

  1. Елена

    Добрый день! Вчера были на водопаде, он действительно почти высох, очень жалко. Подскажите, законно ли перегорожен въезд к водопаду возле кафе?