ТАМБИЕВЫ В РАЙОНЕ ПЯТИГОРЬЯ

Тамбиевы до начала XX в. относились к наиболее значительным фамилиям Кабарды («высокостепенное» сословие тлакотлеш (по-кабардински – л1акъуэл1эш)) [Правовые нормы … 1997: 45, 80, 211-212, 286]. Часть Тамбиевых, согласно преданиям, во второй половине XVI в. приняли христианскую веру (т.н. «армяне Тамбиевы») [Бейтуганов 1990: 146-157]. Эта фамилия также получила распространение у абазин (таланта и шкарауа) [Ионова 2006: 365-366] и у карачаевцев [Тамбиев 2013].

На сегодняшний день 4 протестированных карачаевских Тамбиевых относятся к гаплогруппе G2a1 (ветвь https://www.yfull.com/tree/G-Z7943). По преданию их род идет от кабардинца по имени Тамби, которого отдали взамен убитых карачаевцев. Двое протестированных кабардинских Тамбиевых относятся к гаплогруппе R1a (ветвь https://www.yfull.com/tree/R-Y230222). Т.е. они не родственны. Найти для сравнения потомков “армянских” Тамбиевых пока не удалось – прим. Zolka.ru

Отдельные упоминания и сведения о христианах Тамбиевых известны в отечественной историографии еще с досоветской эпохи [Смирнов 1864: 39-40; Смирнов 1867: 93; Акты … 1884: 40-41, 408; Владыкин 1885: 140-141]. Однако наибольший интерес к истории этой этноконфессиональной группы адыгов проявился после публикации в 1990 г. книги историка-архивиста С.Н. Бейтуганова, где Гаур-Тамбиевым был посвящен небольшой радел [Бейтуганов 1990: 146-157]. Позже Сафарби Нагманович опубликовал основные документы по истории «армян Тамбиевых» [К истории … 2006: 97- 106]. Историк А.А. Максидов продолжил публикации [Максидов 2007: 25-33; Максидов 2008: 42-50] о христианах Тамбиевых, опираясь на ранее введенные в научный оборот документы. А.В. Казаковым были опубликованы биографические данные о Тамбиевых (в т.ч. и Гаур-Тамбиевых), которые во второй половине XIX и начале XX в. были военными [Казаков 2006: 235-243]. Автор этих строк также ранее опубликовал несколько небольших работ об Армянском ауле или хуторе Тамбиева близ Пятигорска, о селении Тамбиевых близ Кисловодска, а также о некоторых погребальных памятниках связанных с этими давно исчезнувшими поселениями [Месропян 2016: 22-24].

Теперь обзорно рассмотрим сведения известные об истории христианской ветви Тамбиевых и об их пребывании в районе Пятигорья. Сохранившееся в документах 20-х гг. XIX в. семейное предание Тамбиевых гласит, что у Тлостанеша Тамбиева (жил в сер. и второй пол. XVI в.) было три сына: Бекмурза, Умахош и Бий. Младший из братьев, Бий, решил жениться на дочери армянского священника, жившего в те времена в Кабарде. Родственники Бия были против этого брака, и Бий уехал со своей возлюбленной за Кубань. Из Закубанья, опасаясь преследования, уехал в Крым, где, «приняв веру армянскую, женился» и «остался жить между тамошними армянами». При крещении Бий получил имя Иосиф. Узнав о смерти своего отца Тлостанеша, Бий (Иосиф) захотел помириться с братьями и вернулся в Кабарду вместе с четырьмя сыновьями. Однако братья не стати с ним мириться и не приняли в свою среду. Кроме того, они запретили ему именоваться фамилией Тамбиевых и за «поступки его против веры и родства и по деянию его стати называть Жигат Гауром, то есть Герой Неверный» [Бейтуганов 2006: 28-29].

Имена Тлостанеш, Бекмурза, Умахош, Бий в источниках пока не встречаются. Вероятно они жили до 1800 г. Во второй половине 19 века встречается несколько Бекмурз, но с другим отчеством. – прим. Zolka.ru

В начале XIX в. (согласно преданию, приблизительно в 1804 г.) христианская ветвь Тамбиевых – Гауровы, «оставя Кабарду, имея на отцов их неудовольство» и опасаясь за свое спокойствие «вследствие принятия … христианской веры», перешли под покровительство России и поселились со своими подданными под Лысой горой в Пятигорье [Бейтуганов 2006: 29; Волкова 1966: 262].

Представители рода Гаур-Тамбиевых, основавшие селение у Лысой горы (Рис. 1), многократно упоминаются в документах XIX в., т.к. они пытались доказать свое знатное кабардинское происхождение и просили причислить их к дворянскому сословию [Бейтуганов 2006: 22-36].

Рис. 1. Остатки российского укрепления у горы Лысой, рядом с которым находилась Армянско-Лысогорская станица. Фото автора, 2003 г.

Командующий войсками Кавказской линии и Черномории генерал Г.А. Емануель отмечал, что «дело Тамбиевых может иметь большое влияние и на прочих узденей азиатского происхождения, которые со временем пожелали бы воспринять христианскую религию и вступить в подданство Российского престола». В документе от 28 февраля 1830 г. Емануель писал: «Все сие обстоятельство представляя правительствующему сенату, я имею честь присовокупить, что обитатели аула у Лысой Горы Гаур-Тамбиевы, зачисленные в Волгский казачий полк, будучи токмо армянского исповедания, но, происходя из рода кабардинских армян, не суть армяне, следовательно, и к обществу моздокских армян, пользующихся особенными привилегиями, причислены быть не могут». Однако, утверждал Емануель: «принимая соображения, что состоящие под покровительством Российского правительства князья и уздени, сохраняющие свое вероисповедание, пользуются по службе и в отношении к их подвластным преимуществами своего рода, то несправедливо бы было стеснять или ограничить права тех из них, кои водворились в пределах России, даже приняли веру христианскую или для сохранения оной оставили своих однородцев» [ЦТА КБР Ф. 2. О. 1. Д. 740. Л. 25 об., 27 об., 35, 36 об., 38, 40 об.]. Дело Гаур-Тамбиевых получило широкий общекавказский и общероссийский резонанс и постепенно превратилось в дело о правах вообще «обитающих в России греков и мухаммедан». Этот вопрос в 1838 г. был внесен в Государственный совет, но окончательного закрепления своих сословных прав Гаур-Тамбиевы в то время не добились.

В 1846 г. жители «Армянско-Лысогорской станицы Тамбиевых» 180 душ крепостных вместе со своими владельцами были переселены на Кубань выше крепости Прочно-Окопской [ЦГА КБР Ф. 16. О. 1. Д. 429. Л. 5, 10, 86] (окрестности современного Армавира). Причем, как следует из документов, Тамбиевы были христианами, а их подвластные – мусульманами. В 40-х гг. XIX в. «армяне Гауровы, по воле начальства», переселяются также в станицу Успенскую близ Армавира [Материалы … 1956: 151, 157].

Вместе с тем, вполне определенно можно сказать, что Армянский аул у горы Лысой несмотря на переселение оставался и на прежнем месте. Так, на карте района Кавказских Минеральных Вод середины XIX в. у горы Лысой обозначен Армянский аул и на «Геологической карте Пятигорского края» 1875 г. Армянский аул также отмечен на левом берегу реки Подкумок к северо- западу с отклонением к западу от горы Лысой [Геологическое описание … 1876: карта-вклейка].

Карта Шуберта 1820-1846 гг. Примерно на месте аула Армянского сейчас находится маленький населенный пункт с загадочным названием “Им. Тельмана”. На подробнейшей карте Стрельбицкого за 1871 год аула там уже нет. – прим. Zolka.ru

Селение (хутор) Тамбиева обозначено вблизи станицы Горячеводской на «Карте Кабарды, Балкарии и Ставропольской губернии 30-40-х гг. XIX в. с более поздними обозначениями» [ЦГА КБР Ф. 40. On. 1. Д. 209. Л. 156]. Ныне территория этого хутора застроена разросшимся поселком Горячеводским (часть города Пятигорска Ставропольского края). У местного населения сохранилось предание о существовании здесь т.н. армянского аула. Уцелело также название Армянский лес в соседней долине р. Юцы [Рунич 1978; Асадов 1996: 3-15; Фоменко 2002: 51-52].

Известный на Кавказских Минеральных Водах ученый и общественный деятель С.А. Смирнов в своей книге, опубликованной в 1864 г., писал: «Верстах в 7 от Пятигорска по ту сторону Подкумка, на извилистом берегу реки Юцы, расположен черкесский аул, называемый Армянским преимущественно потому, что зажиточнейшая часть жителей из армян. Для посетителя, не бывшего далее на Кавказе, он представляет тот интерес, что в нем можно видеть сохранившуюся внутреннюю жизнь черкесских аулов при переходе ее к более цивилизованным формам. Внутреннее расположение домов, одежда и украшение женщин, их гостеприимные обычаи и проч. переносят небывалого европейца в совершенно новый для него мир. Дорога в этот аул довольно удобна» [Смирнов 1864: 39-40]. Приблизительно тот же текст под названием «Прогулка в Армянский аул» повторяется позже. Только расположение этого аула на реке Юце указано уже в 4 верстах от Пятигорска [Смирнов 1867: 93; Владыкин 1885: 140-141].

Сведения об этом населенном пункте сохранились в архиве краеведа Н.М. Егорова, хранящемся в Пятигорском краеведческом музее. 28.07.1933 Н.М. Егоров зафиксировал в своих записях воспоминания казака станицы Горячеводской 1866 года рождения. Казак сказал, что еще помнит этот аул, он был небольшой, и владетельным лицом в нем являлся Тамбиев. Обстоятельств исчезновения этот аула он не помнит и не знает. Расположен он был на левом берегу р. Юцы. Станица Горячевеводская уже заняла (к 30-м гг. XX в. – В.Ф.) всю его площадь и даже подвинулась еще вверх по р. Юце [Пятигорский краеведческий музей. Архив Н.М. Егорова. Д. 18. Л. 20 и об. (карта)].

Рис. 2. Надгробие М.Д. Тамбиева. Общий вид и надпись. Фото автора. 2000 г.

Кроме того, осматривая в 2000 г. старое кладбище станицы Горячеводской, я обратил внимание на сохранившийся здесь массивный памятник в виде креста из серого камня с надписью «Тамбиев Макар Давыдович скончался 5-го января 1881 года» (Рис. 2). Вполне возможно, что здесь похоронен владелец (или близкий родственник владельца) упомянутого селения (аула, хутора) [Фоменко 2015: 151].

Похоже, что именно в конце 20-х гг. XIX в. при командующем войсками Кавказской линии и Черномории генерале Г.А. Емануэле и был создан хутор Тамбиева близ города Пятигорска (до 1830 г. – селение Горячие Воды). Незадолго до этого в 1825 г. была основана станица Горячеводская, к которой, видимо, и относился хутор Тамбиева, обозначенный на карте. Похожая история была и с Армянским аулом (по-черкесски Ермэлхабль) на Средней Кубани, который появился только в 1837-1839 гг. у российского укрепления Прочный Окоп [Щербина 1916: 5-13]. До этого времени закубанские армяне – черкесо- гаи, были разобщены по многим горским (черкесским) селениям.

Вместе с тем, детальное изучение картографических, фольклорных источников, данных топонимики позволяет существенно дополнить известные сведения письменных источников. Например, выбор района Пятигорья и конкретно долины реки Подкумок для поселения Гаур-Тамбиевых в начале XX в. вероятно был связан не только с необходимостью российской защиты , но и с тем, что Пятигорье когда-то было территорией, где жили Тамбиевы. Об этом свидетельствуют топоним Тамбукан [Темирова 2002] и значительная концентрация кабардинских курганных могильников XIV-XVTI вв. в долине Подкумка и особенно у подножия горы Машук [Фоменко 2002: 37].

Близость к Пятигорску – административному центру (уезда, а затем отдела) и известному курорту – оставила в тени историю соседнего маленького горско-армянского селения Тамбиевых. Однако, опираясь на воспоминания казака станицы Горячеводекой, отраженные в архиве Н.М. Егорова и упомянутые выше, а также на дату смерти М.Д. Тамбиева, похороненного на кладбище станицы Горячеводской, можно предположить, что селение Тамбиевых на реке Юце близ Пятигорска и на окраине Горячеводской станицы существовало до начала 80-х гг. XIX в.

В 50-х гг. XIX в. «армяне Тамбиевы» жили и в окрестностях станицы Боргустанской. Два семейства лысогорских армян Тамбиевых (Антон Емельянович и Макар Григорьевич) в 1856 г. были причислены к станице Боргустанской «для сближения жительством с дядею их, жившим в ауле майора Хаджи Абукова». Спустя два года они добились, чтобы их причислили к аулу Абукова [Бейтуганов 2006: 31-32]. С 60-х гг. XIX в. встречаются сведения, что армяне Тамбиевы проживали в горских селениях, например, в верховьях Кумы в ауле князя Жантемирова [ЦГА КБР Ф. 24. О. 1. Д. 295. Л. 113]. В 60-х гг. XIX в. части Гаур-Тамбиевых удалось переселиться в Кабарду, воспользовавшись реформой укрупнения аулов. Причисленный к Прочно-Окопскому армянскому аулу и проживающий в станице Бургустанской уздень Сергей Тамбиев в январе 1865 г. просит руководство Терской области зачислить его в число жителей Большой Кабарды, где прежде жили предки, и отнести его с братьями, семейством в среду Атажукинской фамилии. Начальник Терской области разрешил узденю Сергею Тамбиеву переселиться на жительство в аул князя Хасанби Атажукина [Бейтуганов 2006: 32-33].

Аул Хаджи Абукова – часть совр. с. Первомайское КЧР. Аул Хасанби Атажукина – часть совр. с. Куба Баксанского района КБР. – прим. Zolka.ru

Очевидно, что не все Гаур-Тамбиевы одновременно переселились в Большую Кабарду. Из документа 1866 г. следует, что «… те же из Тамбиевых, которые принадлежат к казачьему сословию, живут в настоящее время также на месте бывшего аула Абуковского» (ныне сел. Первомайское в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии, в окрестностях Кисловодска). В составе казаков, проживавших здесь «особым от аула поселком» (приобретен ими «покупкою у статского советника Кодзокова»), числился Макар Тамбиев, которому в 1866 г. был 81 год. Всего же в ауле жило Тамбиевых 23 человека [Бейтуганов 2006: 33]. Не все Тамбиевы были зачислены в казачье сословие. Сергей Тамбиев писал: «… мои дяди (Макар, Емельян, Багдасар) впоследствии времени перешли в казачье сословие и разделили между собой имение; отец же мой (Каспар) приписался к обществу гор. Моздока» [ЦГА КБР. Ф. 2. О. 1. Д. 744. Л. 14].
Крестьянам Тамбиевых, перешедшим в казачье сословие, была дана свобода. Эти Тамбиевы были исключены из Терского казачьего войска в 1870 г. «с тем, чтобы в течение шести месяцев избрать другой род жизни». С 1 января 1873 г. их причислили к сел. Ашабово (ныне сел. Малка Зольского района Кабардино-Балкарии) [ЦГА КБР. Ф. 3. О. 1. Д. 151. Л. 109]. Однако Тамбиевы, приписанные к сел. Ашабово, были христианами и пожелали «быть причислены к приходу Свято-Георгиевской армяно-григорианской церкви в гор. Георгиевске» [Бейтуганов 2006: 33].

К 80-м гг. XIX в. Тамбиевы (Гаур-Тамбиевы) стали крупными коннозаводчиками и землевладельцами. В 1886 г. в сел. Ашабово проживал 71- летний Тамбиев Лазарь Макарович, владевший 835 лошадьми и более чем 1,5 тысячами овец. Тамбиев Антон Емельянович имел 3122 дес. земли и 1621 голову крупного и мелкого рогатого скота ЩГА КБР. Ф. 9. О. 1. Д. 46].

Многие Тамбиевы (Гаур-Тамбиевы) были военными. Биографические данные о них собрал и опубликовал историк А.В. Казаков.

  • Тамбиев Артем Емельянович (? – не позднее 1863 г.), есаул (07.09.1855), из кабардинских узденей, вероисповедания армяно-григорианского. Служил во 2-м полку 1-й Волгской казачьей бригады. Проживал в своем хуторе (Тамбиево) близ станицы Боргустанской Пятигорского отдела. Был женат на дочери кабардинского узденя 1-й степени (в крещении Мария). Сын Емельян и брат Антон к 1907 г. проживали в Кабарде в слободе Нальчик.
  • Тамбиев Георгий Мартиросович (26.07.1867 – не ранее 15.01.1900 г.), штабс-ротмистр (15.03.1899), из кабардинских узденей Терской области, вероисповедания – армяно-григорианского.
  • Тамбиев Георгий Мартиросович (06.03.1883 – не ранее 1908 г.) сын кабардинского узденя 1-й степени Терской области, вероисповедания – армяно- григорианского. Произведен в корнеты 14.06.1907 г. с зачислением в лейб- гвардии Конно-гренадерский полк. Проживал в Терской области.
  • Тамбиев Иван Саркисович (02.10.1867 – не ранее 1914 г.), ротмистр (13.04.1912, со старшинством – с 11.06.1909 г.), из кабардинских узденей Терской области, вероисповедания армяно-григорианского. В Первую мировую войну воевал на Турецком фронте в составе Кавказской армии.
  • Тамбиев Сосри (? – не позднее 1864 г.), хорунжий (к 1863 г.), из кабардинских узденей, вероисповедания армяно-григорианского. Служил казаком, урядником, офицером в 1-м Волгском казачьем полку. Жена «Софья, дочь кабардинского узденя 1-й степени, православного исповедания». Проживал в Терской области.
  • Тамбиев (26.09.1867-18.02.1919), полковник (к 1919 г.). Из кабардинских узденей Терской области, вероисповедания армяно-григорианского. Участвовал в русско-японской войне. Ротмистр – к 1911 г. Участник Первой мировой войны. Проживал в Терской области. Предположительно, во время Гражданской войны (с 11.12.1918 г.) он командовал 3-м Черкесским (Кабардинским) полком белогвардейской Черкесской конной дивизии [Казаков 2006: 235-243].

Отдельно следует сказать о вышеупоминавшемся хуторе Тамбиева близ Кисловодска. По данным С.В. Боглачева и С.Н. Савенко, владельцы хутора (Тамбиевы) были выходцами из-под Армавира. Земли близ абазинского аула Абуковского (современное село Первомайское) они приобрели около 1870 г. Здесь у Тамбиевых был небольшой конезавод. Они поставляли в Кисловодск верховых лошадей на прокат посетителям курорта.

Кроме того, Тамбиевы разводили породистых овец, завели большие фруктовые сады. Под Кисловодском Емельяну Артемовичу Тамбиеву принадлежали 300 дес. земли [Боглачев, Савенко 2006].

В начале XX в. из крупных землевладельцев-армян в регионе Кавказских Минеральных Вод фигурируют лишь три фамилии, в т.ч. помещики Тамбиевы, владевшие в совокупности 5707 десятинами земли (ближе к Кисловодску). В Терских календарях не позднее 1915 г. упоминается кирпичный завод Карпа Тамбиева в пригороде Кисловодска [Акопян 2006: 97,102].

В окрестностях сел. Первомайское сохранились топонимы, связанные с фамилией Тамбиевых: Тамбийланы кюнбет – урочище на левом берегу реки Подкумок (по-карачаевски солнечная сторона, склон Тамбиевых); Тамбийланы чегет (по-карачаевски лес, северный склон Тамбиевых) [Хапаев и др. 2007: 63].

На окраине Первомайского сохранилось и христианское кладбище хутора Тамбиева. Этот исторический памятник был осмотрен нами в 2011 г.1 Главный вход на кладбище, имеющее каменную ограду, находится с западной стороны. В стену у входа вмурованы три плиты из камня более темного цвета (Рис. 3). В старой (досоветской) части этого небольшого кладбища сохранилось несколько старинных надгробий (Рис. 4, 5).

Рис. 3. Ограда и главный вход на кладбище Тамбиевых у селения Первомайское. Фото автора. 2011 г.

1 Пользуясь случаем, благодарю кисловодского историка и краеведа В.С. Яновского за экскурсию на этот исторический памятник.

Рис. 4. Участок с надгробиями досоветской эпохи на кладбище Тамбиевых у селения Первомайское. Фото автора. 2011 г.

Рис. 5. Надгробие досоветской эпохи на кладбище Тамбиевых у селения Первомайское. Фото автора. 2011 г.

На одном памятнике, верезанном из лабрадорита, имеется надпись «Здесь покоится прах Марии Архиповны Тамбиевой, сконч. 11 июля 1913 г. 84 лет. Дорогой матери от любящих детей». На боковой грани надгробия вырезана метка мастера, изготовившего памятник – «САР» (Рис. 6).

Рис. 6. Надгробие М.А. Тамбиевой на кладбище у селения Первомайское. Фото автора. 2011 г.

Следует сказать, что история Тамбиевых тесно связана и с историей Кисловодска, т.к. они активно занимались предпринимательской деятельностью и в этом курортном городе им принадлежала некоторая собственность. Так, по данным С.В. Боглачева и С.Н. Савенко, в конце XIX в. Е.А. Тамбиев купил в Кисловодске на Курсовой улице участок и дом майорши Свентицкой. После приобретения соседнего участка Емельян Артемович решил построить доходный дом по проекту архитектора Э.Б. Ходжаева. В 1904-1905 гг. это трехэтажное здание в «кирпичном» стиле (Рис. 7) отличающееся художественностью и рассчитанное на 120 меблированных комнат, было возведено. Немного позднее эти номера получили название «Гостиница Большая Московская». Здесь имелся водопровод, электрическое освещение, отопление, ванны и телефон.

Рис. 7. Бывшая гостиница «Большая Московская» Е.А. Тамбиева (по В.С. Яновскому, 2017).

Гостиница была очень популярна. Предпринимателю Е.А. Тамбиеву постоянно помогал его сын Антон. При советской власти здание бывшей гостиницы Тамбиева перешло в собственность государства. В 1923 г. здесь был открыт санаторий имени Интернационала. При капитальном ремонте здание было немного перестроено. Ныне часть помещений этого крупного многоэтажного здания на Красноармейской улице, рядом с городской библиотекой, занимает прокуратура и частная клиника [Боглачев, Савенко

Рис. 8. Особняк с тамгой Тамбиевых в городе Кисловодске. Фото автора, 2011 г.

В центре Кисловодска, ниже рынка, расположен старинный особняк (Рис. 8) с изображением на фасаде тамги Тамбиевых (Рис. 9) и датой 1915 г. Точное имя первого владельца здания не установлено [Яновский 2017: 168-170].

Рис. 9. Тамга Тамбиевых на особняке в городе Кисловодске. Фото автора, 2011 г.

По сведениям кандидата исторических наук В.С. Яновского, часть Тамбиевых, живших в Кисловодске и его окрестностях перешла в православие [Яновский 2017: 255].

Тамбиевский аул близ Кисловодска известен тем, что в 1918 г. здесь скрывались от набиравшей силу власти Советов представители российской знати: бывший премьер-министр В.Н. Коковцов, князь Георгий Багратион-Мухранский, балерина М.Ф. Кшесинская и др. После завершения Гражданской войны собственность Тамбиевых в Кисловодске и его окрестностях постепенно была национализирована [Яновский 2017: 255].

Потомки Тамбиевых – Жигатовы – ныне живут в сел. Псынадаха Зольского района Кабардино-Балкарии, куда часть этого рода в 1923 г. переселилась из Кызбуруна I (Атажукино) [Бейтуганов 2006: 34].

Существование селений Тамбиевых близ Пятигорска (30-80-е гг. XIX в.) и современного Кисловодска (60-е гг. XIX – начало XX в.) – это всего лишь эпизод более чем 400-летней истории Гаур-Тамбиевых. Следует также сказать, что длительная история христианской ветви Тамбиевых освещена в наши дни фрагментарно, т.к круг архивных и других источников весьма ограничен.

Распространение и поддержка православия, а также близких ему религий были важным средством интеграции входивших в Российскую империю нехристианских народов, в т.ч. и среди кабардинцев. Устойчивые христианские субэтнические группы восточноадыгского населения формировались довольно поздно уже во второй половине XVI-XVIII в. на периферии или в непосредственной близости от Кабарды: кабардинское население Терского города, Кизляра, Моздока и их округи; бабуковцы и другие менее значительные группы казаков в центральной части Азово-Моздокской линии в т.ч. в Пятигорье, состоявшие из абазин и кабардинцев; и конечно Гаур-Тамбиевы.

В возникновении или отделении названных групп христианского кабардинского населения отчетливо видна роль российских властей. Потому вполне закономерно, что Гаур-Тамбиевы и другие численно небольшие и слабо обособленные этноконфессиональные группы кабардинцев постепенно исчезли после гибели Российской империи. Другая же группа – моздокские кабардинцы, видимо ввиду первоначальной многочисленности и территориальной дистанцированности от Кабарды, напротив сохранилась до наших дней [Фоменко 2017: 120-122].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  • Акопян 2006 – Акопян В. Страницы из истории армянской общины города Пятигорск // Вестник архивов Армении. – 2006. – № 2 (108). – С. 97-110.
  • Акты… 1884 – Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 12-и т. Т. 9. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1884. – 1013 с.
  • Асадов 1996 – Асадов Ю.А. Дворянская история Пятигорска: очерк // Бекский дом. – 1996.-Вып. З.-С. 3-15.
  • Бейтуганов 2006 – Бейтуганов С.Н. «Армяне» Тамбиевы // Генеалогия Северного Кавказа. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – № 16. – С. 22-36.
  • Бейтуганов 1990 – Бейтуганов С.Н. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. – Нальчик: Эльбрус, 1990. – 181 с.
  • Боглачев, Савенко 2006 – Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. – Пятигорск: Снег, 2006. – 512 с.
  • Владыкин 1885 – Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. – М.: Типография И. И. Родзевича, 1885. Ч. 1. – 366 с.
  • Волкова 1966 – Волкова Н.Г. О расселении армян на Северном Кавказе до начала XX в. // Историко-филологический журнал. – Ереван, 1966. – Т. 3 (34). – С. 257-270.
  • Геологическое описание… 1876 – Геологическое описание Пятигорского края, исследованного в 1875 году командированными с разрешения Наместника Кавказского С. Симоновичем и горным инженером Л. Бацевичем и А. Сорокиным (с атласом) // Материалы для геологии Кавказа. – Тифлис: Типография Главного управления наместника кавказского, 1876. Сер. 1. Кн. 6. – 112 с.
  • Ионова 2006 – Ионова С.Х. Фамилии и имена абазин. – Черкесск: Карачаево- Черкесский институт гуманитарных исследований, 2006. – 480 с.
  • К истории… 2006 – К истории рода Тамбиевых (лысогорские «армяне») // Генеалогия Северного Кавказа. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – № 16. – С. 97-106.
  • Казаков 2006 – Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в. Биографический справочник. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – 407 с.
  • Максидов 2008 – Максидов А.А. К истории лысогорских армян из рода Тамбиевых // Бекский Дом. – 2008. – Вып. 15. – С. 42-50.
  • Максидов 2007 – Максидов А.А. Новые материалы к генеалогии армян Тамбиевых // Армяне Ставрополья и Терека. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – С. 25-33.
  • Материалы… 1956 – Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. – Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. – 427 с.
  • Месропян 2016 – Месропян Г.М. Обзор литературы по истории христиан Тамбиевых (XVI – нач. XX в.) // Современные тенденции развития науки и технологий. – Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016 – № 6. – Часть 6. – С. 22-24.
  • Правовые нормы … 1997 – Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев XV-XIX вв. – Майкоп: Меоты, 1997. – 296 с.
  • ПКМ. Архив Н.М. Егорова – Пятигорский краеведческий музей. Архив Н.М. Егорова.
  • Рунич 1978 – Рунич А.П. Поселения прошлого века на КМВ // Кавказская здравница. – Пятигорск, 1978. – 22 сентября.
  • Смирнов 1864 – Смирнов С.А. Путеводитель к Кавказским Минеральным Водам. – Пятигорск: Типография Управления Кавказских Минеральных Вод, 1864. – 131 с.
  • Смирнов 1867 – Смирнов С.А. Путеводитель к Кавказским Минеральным Водам. – Пятигорск: Типография Управления Кавказских Минеральных Вод, 1867. – Ч. 1. – 257 с.
  • Тамбиев 2013 – Тамбиев А.Р. О происхождении фамильного рода Тамбиевых // Сайт школы № 7 селения Учкекен Малокарачаевского района. URL:
  • http://usosh7.ucoz.ru/publ/o_familnom_rode_tambievykh/7-7-0-7 (дата обращения: 5.09.2018).
  • Темирова 2002 – Темирова Р.Х О родословной адыгского просветителя ПИ. Тамбиева //Генеалогия Северного Кавказа. – Нальчик, 2002. – № 2. – С. 29-40.
  • Фоменко 2017 – Фоменко В.А. О некоторых этноконфессиональных группах населения Предкавказья второй половины XVI – начала XX в. // Из истории культуры народов Северного Кавказа. – Ставрополь: Печатный Двор, 2017. – Вып. 9. – С. 118-125.
  • Фоменко 2002 – Фоменко В.А. Пятигорье в XV – середине XVIII в. – Пятигорск: Пятигорский государственный технологический университет, 2002. – 76 с.
  • Фоменко 2015 – Фоменко В.А. Селения Тамбиевых в районе Пятигорья // «Проблемы генеалогии и этнонимики народов Северного Кавказа». Материалы круглого стола памяти А.А. Максидова (г. Нальчик 17 октября 2014 г.) – Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015.-С. 150-158.
  • Хапаев и др. 2007 – Ханаев С.А., Аджиева М.М., Батдыев А.А., Салпагарова М.Б. Мало-карачаевский район. Физическая география и топонимия. – Карачаевок: Карачаево- Черкесский государственный университет, 2007. – 87 с.
  • Щербина 1916 – Щербина Ф.А. История Армавира и черкесов-гаев. – Екатеринодар: Печатник, 1916. – 192 с.
  • ЦГА КБР – Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики.
  • Яновский 2017 – Яновский В.С. Кисловодск и его окрестности. Путеводитель. – Пятигорск: Снег, 2017. – 320 с.
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

У этой записи 2 комментариев

  1. Минна

    Где можно смотреть комментарии?
    Вероятно ни один горец не принял ни фамильное родство, ни земельно- имущественные притязания.

    1. adzol

      Добрый день, Минна. О чем Вы?)