Залукокоаже… Сколько событий, оставивших след на изломе эпох XIX-XX вв., отразилось в судьбе этого села. До 1920 г. прошлого столетия оно носило название Абуково. Поэтому будет логично рассматривать путь, пройденный Залукокоаже, параллельно и в сочетании с этим аулом, т. е. стоявшим у его истоков.
Жесткие, конфликтные исторические перипетии, в которых оказывалось Абуково с самого начала его основания, лежали в плоскости Кавказской войны, которая шла вовсю с 60-х гг. XVIII в. Ее вихри бросали абуковцев на территории Кабарды то в одно, то в другое место.
До сих пор считается, что Абуково берет начало на том месте и на той территории, где ныне расположено селение Первомайское КЧР. Между тем архивы свидетельствуют: Абуково было основано в центре Кабарды сначала на р. Чегеме, а затем из-за вынужденного переселения — на р. Баксане.
В переписи населения Кабарды 1825 г. аул Абуково еще не значится, но в ауле князя Мисоста Атажукина, находившемся на р. Малке, проживало одно семейство узденя 2-й степени Хажи-Солемена Абукова, не имевшее ни крепостных, ни вольноотпущенников. Среди членов этого семейства есть племянник по имени Атажуко Абуков, сын Мусы, будущий владелец будущего аула Абуково. В 1825 г. ему исполнился 31 год. Этот Атажуко Абуков и получил право основать свой аул. Но получить такое право еще не означало иметь свой аул в реальности, так как многочисленные проверки чиновниками царской России родословия претендующего на это право могли иметь отрицательный результат.
23 марта 1839 г. Атажуко Абуков обратился к начальнику Центра Кавказской линии:
«Я со своими подвластными моими холопами… водворился на Чегеме во владения князей Атажукиных, которым вношу ежегодно за необходимую для хлебопашества и скотоводства землю значительный платеж».
Однако, ни хорошая плата за землю, принадлежащую князьям Атажукиным, ни военные чины не возымели действие: знатный княжеский род невзлюбил Абукова, считая его и весь его род выскочками, берущими на себя «больше, чем положено». Более того, между Мисостом Атажукиным и Атажуко Абуковым началась вражда. И последний со своим аулом переселился к Атласкировым, живущим по соседству с Атажукиными. Но и там Атажукины «доставали» абуковцев. Причина здесь, вероятнее всего, кроется в том, что княжеский род Атажукиных и их знатные соседи не могли смириться с фактом основания в центре Кабарды аулов Атажуко и Магомета Абуковых. Оба они несли службу в царской армии и к 1839 г. Атажуко имел чин штабс-капитана, а Магомет — прапорщика. В отличие от некоторых князей и уорков, меняющих свою ориентацию, они всегда показывали преданность России и имели заслуги. Поэтому начальство центра Кавказской линии относилось к Абуковым с некоторой благосклонностью.
А все же Атажуко Абукову вскоре пришлось искать новое местожительство для своего аула. Об этом говорится в отзыве начальника штаба отдельного Кавказского корпуса от 27 августа 1846 г. В нем говорится:
“Состоящий на кавалерии штабс-капитан Атажуко Абуков, принадлежащий, как известно Вашему Превосходительству, по происхождению своему к алтыннесекским (алтынесекским) абазинцам и проживающим теперь с подвластным ему аулом в большой Кабарде нар. Баксане, подал к главнокомандующему прошение о дозволении ему переселиться на свободную землю между Боргунстанскою станицею и постом Хохондуковским, обязуясь при этом построить в Кисловодске каменный дом с железною крышею”.
Прошение Абукова сначала вызвало сопротивление начальника Центра Кавказской линии, однако для него было сделано исключение. Как пишет Сафарби Бейтуганов, автор фундаментальных исследований исторических судеб кабардинских фамильных родов, Атажуко Абуков в 1824 г. был «вожаком у генерала Ермолова от Нальчика до Владикавказа при открытии новой Военно-Грузинской дороги», во время восстания кабардинцев Атажуко Абуков выступил посредником «для усовещания и склонения их к спокойству», тем самым способствовал прекращению карательных мер. Русские военачальники часто использовали Абукова в качестве разведчика. Так, в 1826 г. он был послан в Анапу «для разузнания, есть ли там турецкие войска». Абуков «поручение оправдал похвально и в совершенной точности, за что удостоился получить от генерала Эмануэля в подарок и в награду тридцать пять червонных». Немало и других фактов примерного несения военной службы Атажуко Абуковым. Здесь, наверное, уместен вопрос: какую оценку заслуживает личность Атажуко Абукова, с таким высоким рвением служившего в царской армии и, что особенно важно, для сегодняшних залукокоажцев, человека, стоявшего у истоков их селения? Безусловно, положительную. Атажуко Мусович Абуков одним из первых представителей адыгского этноса глубоко проникся пониманием того, что воевать против России, в тех условиях, в которых оказалась Кабарда в начале XIX в. это бессмысленно, что Кавказская война, как бы мужественно не сражались против многочисленных русских войск, пагубно отразится прежде всего на кабардинском народе, поэтому надо делать все, чтобы стороны постепенно шли к примирению. И все, что делал Абуков, было направлено на это благое дело. И одним из них, в частности, было то, что Абуков в 1829 г. был проводником Эмануэля «при следовании его к горе Эльбрусу» с экспедицией Академии Наук России.
Подводя итог послужному списку Атажуко Абукова, следует отметить еще одно обстоятельство, повлиявшее на положительное рассмотрение вопроса о переселении его аула на Куму: вражда полковника Мисоста Атажукина к штабс-капитану Атажуко Абукову, быстро поднимающемуся по военной служебной лестнице, могла вызвать «разные беспорядки». Отсюда тоже вытекала необходимость предоставления Абукову земельного участка подальше от Атажукина.
Просьба Абукова после многочисленных проверок его прошения в различных чиновничьих инстанциях, была удовлетворена. Он получил землю «между станцией Боргустанской и постом Хохон- дуковским». Ему разрешили переселиться «с его родственниками, холопьями, вольноотпущенниками его и теми из вольных, которые с давних лет проживают в его ауле, остались от бежавших или умерших без наследников и не принадлежащих никому из владельцев, проживающих в Кабарде». Это произошло осенью 1846 г., который можно считать годом основания аула Абуково, являющегося одним из богатых своей историей населенных пунктов Нальчикского округа.
С аулом Абуково связаны имена Магомета Кодзокова и его сына Лукмана, с малых лет оказавшегося в Петербурге и получившего воспитание в семье известного в русской истории славянофила А. С. Хомякова. Дмитрий Степанович Кодзоков был первым из кабардинцев, окончившим Московский университет. Некоторые историки Кабарды предполагают, что Кодзоковы находились в родственных отношениях с Абуковыми. Поводом для этого служит то, что сведения о Магомете и его сыне Лукмане (после крещения получившего имя Дмитрий Степанович) в архивных документах постоянно переплетаются со сведениями об Абуковых. Магомет Кодзоков, отслуживший в русской армии около 30 лет, после отставки некоторое время проживал на Малке, в ауле, носящем его имя. Затем переселился в аул Абуково, который незадолго перед этим переселился на Куму. Из архивных документов, собранных не позднее 1849 г., узнаем, «Магомет Кодзоков… жительство имеет в Кисловодском кордоне в ауле майора Абукова» 2. Д. С. Кодзоков после возвращения из Москвы в Кабарду вскоре устроился на службе и начальство Центра Кавказской линии часто поручало ему важные дела, относительно аулов Кабарды. Чаще всего он бывал в ауле Абуково и в его воспоминаниях больше всего упоминается о нем. Дмитрий Кодзоков писал А. С. Хомякову в 1839 г.:
«Надо сказать, что я как старший в роде могу взять титул Бекмурзин и называться Абуковым. Ибо предок был Абук».
Но, вероятно, на этом основании нельзя утверждать, что Дмитрий Кодзоков коренной Абуков. Абук, о котором здесь говорится, и Абуков — не один и тот же род. Здесь, как мы говорили выше, имеются в виду родственные отношения.
Бжеников М.М. “Абуково-Залукокоаже: История и судьбы”. 2016 год.